В гостях у Чехова
(Литературная викторина для учащихся 5 – 7 классов)
Эльфия АЙЗАТУЛЛОВА, Гюзель ГЕДОВАНИ, Чулпан МУХАМЕТШИНА,
учителя родного языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 8 – Центра образования Советского района г. Казани
Цели:
– пробудить у ребят интерес к творчеству Чехова;
– развивать читательскую грамотность, творческие способности учащихся;
– формировать нравственные качества.
Оборудование: компьютер, проектор для презентации, наличие выхода в Интернет (для работы с сайтом LearningApps.org), колонки для музыкального сопровождения, атрибуты и декорация для инсценирования, листочки с отрывками из рассказа “Смерть чиновника” и с названиями частей композиции, высказывания А.П.Чехова на отдельных листах.
Оформление: в центре – портрет Чехова, годы жизни; выставка книг А.П.Чехова и литературы о нём; выставка детских рисунков по произведениям Чехова;
Задания учащимся:
- Прочитать рассказы: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия».
- Инсценирование рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия» (1 команда – 1 рассказ).
- 3. Индивидуальные домашние задания:
а) подготовить презентации по темам:
– команда 5 класса – “Чехов и музыка”;
– команда 6 класса – “Чехов в веках”;
– команда 7 класса – “Чехов в изобразительном искусстве”.
б) подготовить сообщения об интересных фактах из жизни А.П.Чехова по темам:
– команда 5 класса – “Псевдонимы А.П.Чехова”;
– команда 6 класса – “Увлечения А.П.Чехова”;
– команда 7 класса – “Чехов и Казань”.
- Изучить биографию А.П.Чехова.
- Повторить теорию о композиции произведения.
Ход вечера
Ведущий. Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на литературной викторине, посвященной жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. Антон Павлович – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской Каштанки. Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, животных, любящий жизнь. Как вы думаете, в чем эта любовь выражалась? (Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнями; он был писателем, его рассказы помогали и помогают справиться со сложными жизненными ситуациями. Он не просто посадил дерево — посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц. Он, действительно, творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.) Давайте еще раз убедимся в этом.
В викторине принимают участие три команды: 5 – 7 классов. Каждой команде предстоит проявить свои знания по творчеству писателя, защитить проекты, а также продемонстрировать свое творчество и артистизм. А оценивать ваши ответы и выступления будет жюри. (Представление членов жюри.)
Итак, 1-е задание называется “Артисты”. Каждая команда должна показать инсценировку одного рассказа А.П.Чехова, а задача других команд – назвать это произведение.
(Выступает команда 7 класса с инсценировкой рассказа “Толстый и тонкий”.)
Ведущий. Ребята, инсценировку какого рассказа вы сейчас посмотрели? (“Толстый и тонкий”)
– А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание этого рассказа: выбираем правильный ответ и зарабатываем для своей команды баллы. (По ссылке https://learningapps.org/6993314 или по QR-коду выполняется задание.)
Ведущий. Распределите, что принадлежит толстому, а что – тонкому:
Толстому | Тонкому |
Губы, подёрнутые маслом | Имя Порфирий |
Запах хереса и флер-д’-оранжа | Жена Луиза, лютеранка |
Чин статского советника | Чемоданы, узлы, картонки |
Юношеская кличка Герострат | Запах ветчины и кофейной гущи |
Ведущий. Слово предоставляется 6 классу. (Выступает команда 6-класса с инсценировкой рассказа “Смерть чиновника”. После угадывания названия рассказа выполняется задание на знание элементов композиции произведения.)
Ведущий. Ребята, вам раздаются листочки с отрывками из рассказа и с названиями частей композиции. Вам нужно их соотнести. (Предварительно нужно разрезать по линии.)
Развитие действия 1 | «Я его обрызгал! – подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». |
Развитие действия 2 | На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить… |
Развитие действия 3 | Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. |
Кульминация | Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. |
Развязка | Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер.
|
Экспозиция | В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль. |
Завязка | Но вдруг… и.. апчхи!!! |
(Ответы проверяются по ссылке https://learningapps.org/display?v=pxx2xmcj323 или по QR-коду.)
Ведущий. Выступает команда 5-го класса с инсценировкой рассказа “Хирургия”. После угадывания названия рассказа выполняется тест по ссылке https://learningapps.org/1341008 или QR-коду:
- Какими словами начинается рассказ?
а) Земская больница; б) Однажды; в) Жили-были; г) В некотором царстве, в некотором государстве.
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
а) доктор уехал жениться; б) доктор пошел по грибы и ягоды; в) доктор заболел.
- Чей это портрет: «…высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду … ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…»?
а) дьячок Вонмигласов; б) фельдшер Курятин; в) А.И.Египетский.
- Как зовут фельдшера?
а) Сергей Кузьмич; б)Александр Иванович; в)Ефим Михеич.
- Что принес с собой и унес дьячок Вонмигласов?
а) просфора; б) коробку конфет; в) торт.
- Какой инструмент Курятин не использовал для удаления зубов?
а) пассатижи; б) козья ножка; в) щипцы; г) ключ.
- Что изображено на картинке?
а) Курятин пытается удалить больной зуб дьячку; б) Курятин проверяет зрение Вонмигласову; в) фельдшер стрижет дьячка.
- Как бы ты мог(ла) охарактеризовать фельдшера Курятина?
а) некомпетентный; б) заботливый; в) образованный; г) опрятный.
Ведущий. Творчество Чехова неразрывно связано с музыкой и изобразительным искусством. Настало время показать командам свои домашние задания. (Команды 5 и 7 классов защищают свои презентации.)
Ведущий. Теперь давайте узнаем, как увековечено имя Чехова. (Защита презентации 6 класса.)
Ведущий. Ребята, а может быть вы знаете, какие-нибудь интересные факты из жизни А.П.Чехова? Расскажите, пожалуйста. (Выступление команд по подготовленным темам.)
Ведущий. Спасибо командам за интересные выступления. На этом наши конкурсные задания закончились. Дадим время жюри подсчитать результат. (Жюри подводят итоги.) Как вы думаете, почему мы до сих пор с интересом читаем произведения А.П.Чехова? (Его произведения до сих актуальны, их интересно читать, …)
Ведущий. Мы не только читаем, но и с удовольствием цитируем некоторые высказывания Антона Павловича. Давайте выразительно прочитаем их. (Каждой команде раздаются листы с афоризмами Чехова. Команды по очереди выразительно их читают и дают свои комментарии к ним.)
– Краткость – сестра таланта.
– В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
– Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
– Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
– Какое это огромное счастье – любить и быть любимым.
– Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
– Равнодушие – это преждевременная смерть, паралич души.
– Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
(Слово предоставляется жюри.)
Ведущий. Ребята, как вы думаете, что же сделало произведения Антона Павловича Чехова вечными? (Ответы учащихся.) Прежде всего бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться. Уроки его доброты, бескорыстия, правдивости непреходящи. это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает на путь. Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Антон Павлович Чехов.