Соли и их классификация

 

(Урок по химии в 8 классе)  

Гулия НИЗАМИЕВА, 

учитель химии I квалификационной категории Красногорской средней школы Мамадышского района

Цель: сформировать представление о солях, их классификации и особенностях строения.

Задачи:

сформулировать понятие « соли»;

– познакомить с классификацией солей, таблицей растворимости;

– научить строить названия солей по их формулам, и составлять формулы по названиям;

– отличать соли от других классов неорганических соединений.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты

предметные:

–  расширение представлений о классах неорганических веществ;

– умение составлять формулы солей по названию, и называть соли по их формуле;

личностные:

– мотивация к получению новых знаний;

– развитие любознательности и интереса к изучению естественных наук;

метапредметные:

– формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

– формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– давать определения понятиям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, лоток с реактивами, лоток с посудой, таблица растворимости кислот, оснований и солей.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я вам желаю работать дружно, открыть что-то новое для себя.

  1. II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Устный опрос.

– Что такое кислоты? Какие они бывают? Классификация кислот.

Учитель. А сейчас выполним следующие задание. (Один ученик на доске, остальные – самостоятельно в тетрадях.)

К какому классу относятся следующие вещества? Распределите их по классу в таблицу. Выпишите из  приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.

СаО, Аl(ОН)3, СuО, СuСl2, НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н24, Nа2S.

Учитель. После распределения у нас остались следующие соединения: СuСl2, СаSО4, 2S. Ребята, посмотрите на вещества, что их объединяет? Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Предлагаю вам прочитать текст и догадайтесь о каком веществе в нем идет речь?

«У травоядных животных  потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам, чтобы его добыть. В год каждый человек потребляют 3 до 5 кг этого вещества; Это вещество – символ гостеприемства и радушия русской нации. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.»

– О каком веществе идет речь? (О соли.)

– Вот так мы подошли к теме урока. Давайте попробуем её сформулировать. (Соли и их классификация.)

  1. IV. Изучение нового материала

Учитель. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Ребята, на ваших столах подносы с реактивами. Давайте с вами проведем опыт, но для начала вспомним инструктаж по технике безопасности. Как правильно проводить эксперименты? На ваших подносах растворы следующих солей: хлорид натрия, сульфат меди, карбонат натрия. Все нашли? Наливаем эти соли в три пробирки и опускаем лакмусовую бумажку. А как вы думаете, какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? (Ответы учащихся.)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали,

Значит все мы дружно встали.

«Соли – это вам не шутки» –

Тема нашей физминутки.

 

Слоганы Упражнения
Соли – это целый класс Правое плечо вверх – вниз
Ион металла входит – раз Левое плечо вверх – вниз
И остаток кислоты – это два Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед-назад
В целом – сложные вещества Руки на пояс, повороты вправо – влево

 

Учитель. Если соль сильного основания и сильной кислоты, то – фиолетовый, реакция раствора – нейтральная.

Соль слабого основания и сильной кислоты, то – красный, реакция раствора – кислая.

Соль сильного основания и слабой кислоты, то – синий, реакция раствора – щелочная. (Учащиеся записывают результаты в рабочую тетрадь.)

Учитель. Как можно узнать растворимая соль или нет? (Попробовать растворить её.) Правильно. А если соли под рукой нет? Тогда нам необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необъодимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима  соль или нет.

А теперь обратимся к учебнику п. 22 таблица №5 «Номенклатура солей». Пользуясь таблицей, попробуем составить названия следующих солей: хлорида магния, нитрата кальция, карбоната калия, силиката натрия.

Классификация солей (Работа с таблицей растворимости.)

Значение и представители солей

  1. Первичное закрепление полученных знаний

Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».

Учитель. Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу.

 

Название соли Формула Цвет Растворимость М
           
           
           

 

  1. VI. Подведение итогов

Учитель. Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия? 

VII. Рефлексия деятельности

Учитель. Отметьте смайликами.

  1. На уроке было над чем подумать.
  2. Я понял новую тему
  3. На возникшие вопросы получил ответ.
  4. По новой теме нужна дополнительная консультация.
  5. На уроке поработал добросовестно.

Учитель. Продолжите фразу.

– Сегодня на уроке я узнала…

– Я научилась…

– Мне было непонятно…

– Для меня этот урок…

– Интерес вызвало, то …

– Затруднения возникли когда…

Учитель. Итак, подведем итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений. Соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.

VIII. Домашнее задание

Прочитать §22, выполнить упр. 2, 3 (стр. 133).

Дополнительное задание. В американском учебнике «Химия и общество» приведена интересная информация из опыта фермеров-птицеводов США. Летом в очень жаркую погоду нередко начинает снижаться прочность скорлупы. В таких случаях фермеры поят птиц не обычной, а газированной водой, и прочность скорлупы восстанавливается. Объясните это явление с точки зрения химии и с точки зрения физиологии животных.