Формирование читательской компетенции младших школьников в процессе внеурочной деятельности

 

Дамира АГЛЯМЗЯНОВА,

учитель начальных классов Тавельской средней школы Мамадышского района

В современном обществе существует противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди молодежи».

Нехватка функционально грамотных специалистов сегодня – острая проблема, важность решения которой объясняет актуальность выбранной темы.

Цель работы: создание благоприятных условий для развития читательской компетенции младших школьников процессе участия во внеурочной читательской деятельности.

Задачи:

– изучить теоретические основы по заявленной теме;

– провести входную диагностику навыков чтения первоклассников;

– использовать разнообразные направления внеурочной деятельности и технологии в развитии читательской компетенции младших школьников;

– проанализировать динамику процесса формирования читательской компетенции учащихся 1 класса за год;

– определить задачи работы по развитию читательской компетенции на следующий учебный год.

Объект изучения: процесс формирования читательской компетенции младших школьников.

Предмет: внеурочная деятельность как одно из средств формирования читательской компетенции младших школьников.

Планируемые результаты: используя технологии образовательной системы «Школа 2100»(проектную, технологию продуктивного чтения, игровую)

– повысить уровень интереса учащихся к чтению;

– расширить круг чтения учеников 1 класса;

– способствовать совершенствованию техники чтения учащихся: осмысленно, правильно читать по слогам и целыми словами, находить ответы на вопросы в тексте;

– создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся и ситуации успеха для каждого.

ФГОС начального общего образования приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе определяет формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание им себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад навыков чтения в формировании общих (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности.

Сформированность читательской компетенции определяется:

– владением техникой чтения;

– владением приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

– знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

– сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Названные выше четыре направления я приняла за критерии оценки динамики развития читательской компетенции учащихся.

Внеурочная деятельность как средство формирования читательской компетенции младших школьников.

Причины организации внеурочной деятельности по чтению в данном классе:

– в начале сентября с учащимися 1 класса было проведено собеседование с целью выявления уровня владения ими техникой чтения и их читательских предпочтений.

Проведенное собеседование показало, что только уроков чтения для достижения результатов, определенных ФГОС, для многих ребят будет недостаточно (у 27% не сформирован слоговой способ чтения, 63% читающих не соблюдают смысловые паузы, уровень знания произведений у 73% ниже нормы, просят родителей почитать лишь 54% учащихся). (Приложение 2). Опыт предыдущей деятельности показал, что внеклассные занятия по чтению всегда вызывают положительный эмоциональный отклик у учащихся, мотивируют их на чтение художественной литературы. Поэтому было принято решение о внеурочной работе по чтению.

В своей работе я выделила следующие направления внеурочной деятельности:

– внеурочные занятия (коллективное чтение, беседа, литературная игра, литературный праздник, библиотечные занятия, час «тихого чтения»);

– посещение с учреждений культуры (библиотек, театров);

– работа с родителями.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников стала организация литературных игр и литературных праздников. Для их организации я использовала проектную технологию.

Выбор мной проектной технологии был обоснован

– необходимостью мотивировать первоклассников на освоение и развитие техники чтения;

– необходимостью не столько просто научить детей читать, сколько научить их развивать эти умения самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач (чтения книг);

– необходимостью создать ситуацию успеха для каждого ребенка;

– актуальностью вопроса адаптации учащихся 1 класса к условиям школы, создания коллектива класса, а проектная коллективная деятельность наилучшим образом способствует приобретению коммуникативных навыков и умений;

– необходимостью налаживания сотрудничества с родителями.

Таким образом, были проведены праздники «В гостях у Корнея Чуковского» и «Фантазеры и затейники Н.Носова». Подготовка к праздникам включала несколько этапов, активизирующих разные виды деятельности учащихся.

Таким образом, используя проектную технологию подготовки и проведения праздников, создавали условия для овладения техникой чтения (благоприятный психологический климат и необходимость больше читать в процессе подготовки к празднику), формировали интерес к чтению, следовательно, делали шаги к формированию духовной потребности в книге, расширяли круг детского чтения, что обеспечит в перспективе знание детской литературы и авторов книг.

В течение работы над проектами, кроме проектной, были использованы следующие технологии:

– Технология продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная методистами ОС «Школа 2100»). Она включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

– Игровая технология была использована на заключительном этапе работы над проектами, т. е. при проведении самого литературного праздника.

Применение игровой технологии в работе с детьми, а младшего школьного возраста особенно, считаю важной частью своей работы. Её органичность в процессе работы с младшими школьниками объясняется их возрастными особенностями (см. выше), вызывает эмоции, заинтересованность, активность, позволяет решать воспитательные, дидактические, развивающие задачи.

Также, мной были организованы и проведены два игровых сюжетных праздника-отчета, в которых ребятам пришлось демонстрировать достигнутые ими результаты («Спасибо Букварю!» и «Ура! Каникулы!»).

Работа с учреждениями культуры

  1. Посещение театров

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции и тем самым мотивировать детей к чтению произведений художественной литературы. В течение года (1 класса) мы посетили

– филармонический урок по музыкальной сказке «Айболит»;

– театр драмы «Мери Поппинс», «Золушка»;

– театр кукол, малый зал «Синюшкин колодец» (по мотивам двух сказов П.П. Бажова «Синюшкин колодец» и «Огневушка — Поскакушка»);

  1. Библиотечные уроки в школе и в районной библиотеке.

Работа с родителями

Авторитет родителей, их мнение, поведение для младших школьников наиболее значимы и являются образцом для подражания. Поддержка родителей, их внимание и интерес к делам ребенка – мощный стимул к деятельности и успеху для каждого ученика, особенно в младшем школьном возрасте.Их участие в проектах заключается в следующем:

– в поиске нужных книг;

– помощь детям в домашнем чтении, в поиске ответов на концептуальные вопросы по текстам, предложенные в классе;

– в разучивании текста роли ребенка для инсценирования;

– в подготовке элементов костюмов;

– в участии в праздниках: так на празднике «Фантазеры и затейники Н.Носова» родители помогали капитанам команд в капитанском конкурсе; на празднике «В гостях у К. Чуковского» экспромтом разыгрывали небольшие диалоги из книги «От двух до пяти»; во время праздника «Спасибо Букварю!» участвовали в конкурсе «Собери пословицу» и помогли заработать ребятам необходимую подсказку; а в заключительном празднике «Ура! Каникулы!» команда родителей наравне с двумя детскими командами участвовала в конкурсах и искала спрятанные подарки.

Работа с родителями

– помогла в установлении доверительных отношений, а это необходимо, чтобы заручиться поддержкой родителей в организации процесса роста маленьких читателей;

– служила дополнительной мотивацией и для родителей, и для детей в работе с книгой;

–  способствовала развитию интереса детей к книге.

Понимание событийного уровня у 100% учащихся, но 18% пока в самостоятельном чтении дальше событийного уровня не продвинулись, с трудом пересказывают небольшие тексты даже с помощью наводящих вопросов. Но на 36% (с 18% до 54%) выросло количество детей, способных самостоятельно передать содержание небольшого текста и ответить на концептуальные вопросы по его содержанию. Значит, в своей читательской деятельности они пользуются простейшими приемами понимания прочитанного (понимают, о чем говорит название произведения, выделяют ключевые слова, включают воображение, уже видят в тексте «особые слова» и пытаются объяснить, почему именно их использовал автор). Но это только первые шаги на пути понимания текста, авторского замысла к самостоятельному «диалогу с автором через текст». [1, с. 2]

Расширился круг произведений литературы, с которыми знакомы учащиеся. Не стало тех, кто не может назвать произведения и имена их авторов (в сентябре их было 36%). Появились учащиеся, которые читают дополнительно дома сами (изменение с 0% до 27%). Но для большинства (45%) круг чтения ограничен рамками произведений, прочитанных в школе.

Большинство учащихся класса проявляют интерес к книге (читают сами или просят почитать взрослых), появилась потребность в общении с книгой, количество таких ребят изменилось на 27% (с 54% до 81%).

Выводы

  1. С помощью внеурочной работы по чтению в течение первого года обучения удалось достичь поставленной цели – создать в классе благоприятные условия для развития читательской компетенции учащихся:

– у ребят нет страха и стеснения перед одноклассниками, доброжелательная атмосфера и успех каждого в общем деле;

– удалось найти мотивацию к чтению книг: внеурочные занятия являются хорошим стимулом к овладению искусством чтения;

– за счет внеурочной работы увеличено количество времени, посвящаемого чтению художественной литературы, которого всегда не хватает.

В достижении поставленной цели в полном объеме (условия не только в классе, но и дома) необходима более активная позиция родителей в вопросе организации домашнего чтения. Работа в этом направлении будет продолжена, хотя есть объективные причины и границы, установленные этикой.

  1. В ходе работы удалось выделить критерии оценки уровня сформированности читательской компетенции, провести в сентябре и мае собеседование с учащимися с учетом этих критериев и проанализировать по ним динамику развития читательской компетенции учащихся 1 класса.
  2. Удалось добиться положительной динамики в процессе формирования читательской компетенции учащихся.
  3. В работе были выделены и использованы для достижения поставленной цели три направления (внеклассные занятия, работа с учреждениями культуры и работа с родителями), а также технологии ОС «Школа 2100», проектная и технология продуктивного чтения, и игровая технология.
  4. Анализ полученных данных показал актуальность и необходимость выбранного направления работы: только 27% учащихся читают с родителями или самостоятельно сверх школьной программы. Круг чтения остальных ограничен тем, что прочитано в школе. Значит, нужно расширять круг школьного чтения.

Задачи на следующий год

Учитывая положительные результаты внеурочной работы по чтению, эффективность проектной технологии и необходимость продолжения данной работы (необходимость дальнейшей работы с позицией родителей по организации домашнего чтения и необходимость совершенствования читательской компетенции учащихся) на следующий период работы поставлены такие задачи:

для обеспечения достижения требований ФГОС второго поколения по формированию читательской компетенции

– продолжить внеурочную проектную деятельность;

– расширить круг чтения учащихся: использовать во внеурочной проектной работе не только произведения художественной литературы, но и познавательную литературу;

– увеличить количество источников информации, необходимых для сбора материала (Интернет, энциклопедии, специалисты в разных областях знаний), научить ребят работать с ними, используя технологию продуктивного чтения;

– продолжить работу с родителями по привлечению их к внеурочной работе и организации процесса домашнего чтения.