Постановка звука [ш] заикающемуся ребенку
(Индивидуальное логопедическое занятие)
Миляуша КАРНАЕВА,
учитель-логопед Бирюлинского детского сада «Белочка» Высокогорского района
Цели и задачи занятия:
– закреплять приемы мышечной релаксации по представлению;
– тренировать длительный речевой выдох;
– развивать чувство ритма, координацию речи с движением;
– формирование умений изменять силу и высоту голоса;
– правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
– воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
– музыкотерапия;
– закреплять навыки плавной речи;
– воспитание воздушной струи;
– развитие артикуляторного праксиса;
– формирование артикуляционного уклада звука [ш]
– развитие мелкой моторики пальцев рук;
– учить правильно произносить звук [ш];
– выделять звук [ш] из ряда слов;
– развитие фонематического слуха;
– воспитание интереса к занятию;
– создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки.
Оборудование: игрушка Змея, варежки змейки, муляж свечи, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настенное зеркало, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук, презентация «Волшебный лес», проволока шенил.
Ход занятия
Логопед. Доброе утро! Миша, представь, что мы с тобой находимся в лесу. (Слайд 1) Потерялся сосед звука [т], и я думаю, мы сможем его найти именно в этом волшебном лесу. Ты готов к приключениям?
Миша. Готов!
Логопед. Наша дорога проходит через «Страну снов». (Звучит спокойная музыка.) (Слайд 2) Вот и спать захотелось. Давай, вместе позеваем.
Упражнения для голосового аппарата
Упр. 1. Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть.
Упр. 2. Зевнуть, на выдохе произнести слог ах. Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м.
Упражнение на релаксацию
Логопед. Нас окутывает «Волшебный сон».
Прими позу покоя, закрой глаза и слушай музыку. «Волшебный сон» закончится когда громко скажу: «Открыть глаза и встать!» Внимание! (Логопед читает стихотворение.)
Напряжение улетело…
И расслаблено все тело… Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке…. Греет солнышко сейчас… Ноги теплые у нас… Жарче солнышко сейчас… Ноги теплые у нас Дышится легко… ровно… глубоко.. Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые. |
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… И послушный наш язык Быть расслабленным привык! Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать! |
Логопед. Продолжим путь. Ой. кто это? (Слайд 3)
(Появляется Змейка.)
Змея.
Я – змея, хозяйка леса,
Лес волшебный у меня!
Мне скажите по секрету,
Вы зачем пришли сюда?
Логопед. Мы ищем соседа звука [т].
Змея. Хорошо, я вам помогу найти этот звук.
Логопед. Небо затянулось серыми тучами. А вдруг дождь пойдет. Хоть бы ветер подул. Погонял бы облака. (Слайд 4)
Дыхательная гимнастика с пластическими движениями
Змея. Я знаю где отдыхает Ветерок – в самой гуще леса, где очень темно. (Слайд 5) И туда могут пробраться только змеи. Я превращу вас в змей. (Ребенок получает Змейки-варежки.) (Слайд 6)
В руки змейки мы возьмем,
Вместе с ними поползем.
(Под музыку правой, левой, обеими руками (2 раза), совершают движения, имитирующие заползание и сползание.) (Слайд 7)
Змея. Вот и доползли до этого места. Только здесь очень темно. У меня есть свеча. (Ставит свечу на стол. Пламя ровное, не дергается. Видно Ветерок улетел в горы.)
Что же нам делать? (Слайд 8) Да он забыл свою волшебную книгу «Как разогнать тучи». Я думаю что мы и сами справимся тучами.
(Змея читает книгу.)
Правила дыхательной гимнастики (Слайд 9)
Логопед. Стрелочка вверх –это вдох, стрелочка в сторону –это выдох. Этот значок – нос, этот значок – рот. Сейчас сделаем дыхательную гимнастику по стрелочкам.
Чувствуем как надувается животик во время вдоха.
Нос вдох, нос выдох
Рот вдох, рот выдох.
Рот вдох, нос выдох.
Нос вдох, рот выдох.
– Вспомним правило речевого дыхания: короткий вдох через нос и через рот, и длинный выдох через рот. Плечики не поднимать, рука на животике.
– Вот мы с тобой и разогнали тучи. Стало намного светлее. (Слайд 10)
Игра «Задуй упрямую свечу»
Змея. Нам свечка больше не нужна, задуй свечу.
Логопед. Спокойно, неслышно вдохни ртом. Почувствуй, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинай медленно постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося Ф-Ф-Ф. (Если свеча упрямая, пламя медленно отклоняется, т.е. получился длительный выдох. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания.)
Полянка «Артикуляционная гимнастика» (Слайд 11)
Змея (протягивает Логокуб). Бросай кубик, давай поиграем с язычком.
Игра «Зарядка для языка»
(На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям.)
Упражнение «Чашечка»
Широкий язык на губу положи
И ровно края ты, наверх подними.
Сделай такую «чашечку», чтобы в неё можно было налить чай и чтобы он не смог из неё вылиться.
Упражнение «Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу! (Ребенок облизывает широким кончиком языка верхнюю губу сверху вниз.)
Упражнение «Грибок»
Язычок ты присоси,
Связку лучше растяни-
Получается грибок.
Сделать ты его бы смог?
Логопед. Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай язычком медленно. Присоси язык к небу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.
Упражнение «Фокус»
Цель: выработка сильной воздушной струи.
Воздушная Струйка большая озорница,
Фокусы делать она мастерица.
Логопед. Подними язык к верхней губе. Выдохни сильную воздушную струю на кончик языка. Молодец!
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Змея. Хочешь, узнать за каким звуком вы пришли? Повторяй точно как я!
(Змея произносит несколько раз звук [т] с интервалом в 2 – 3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Когда ребенок произнесет звук [ш], Змея хвалит его и говорит, что он «шипит как змея».)
Уточнение артикуляции
Логопед.
– В каком положении находятся губы?
– В каком положении находятся зубы?
– Где находится кончик языка?
– Какая струя воздуха выходит изо рта ?
Звуки [ш] твёрдый; [ш] глухой
Логопед. Вот мы дошли до Алмазного дворца, где живет наша Змейка. А во дворе стоят красивые качели. (Слайд 12)
Змея. Я очень люблю кататься на качелях, иногда сижу и читаю азбуку.
Физминутка
Логопед. Змея, а мы тебе сейчас расскажем стихотворение про качели. (Логопед или ребенок читает стихотворение под ритмическими движениями метронома.)
Формула правильной речи
Логопед. Помнишь наше правило речи! «Наша речь плавная и слитная, мы говорим спокойно и неторопливо».
Качели
Все-ле-то/ ка-че-ли//ка-ча-лись/и-пе-ли//,
И-мы/ на-ка-че-лях// на-не-бо/ле-те-ли//,
Нас-та-ли/о-сен-ние-дни//, ка-че-ли/ос-та-лись-од-ни//,
Ле-жат-на-ка-чел-ях//два-жел-тых-лист-ка//,
И-ве-тер-ка-че-ли//ка-ча-ет-слег-ка//.
(Ребенок качает руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. После этого спокойно ходит по комнате, легко покачивая руками вперед-назад, пружиня в коленях.)
Развитие фонематического слуха
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Охотник».
Цель: развитие фонематического слуха, умение выделять звук [ш] среди звуков, в слогах и словах. предлагает поймать звук [ш] (рот логопеда прикрыт экраном)
Логопед. Я сейчас назову ряд звуков, слогов и слов, а когда ты услышишь звук [ш], сразу лови его – хлопай в ладошки (рот логопеда прикрыт экраном).
Звуки: Ж, С, Ш, Т, К, Ш, Ф, М, Ш, Ч.
Слоги: са-шу-шо-хе-зу-ши-ша-щу-чу-ца.
Слова: снег, хорек, шипы, щетина, кошка, муха, мешок, фуфайка, кашка, мышь.
Знакомство с буквой Ш (слайд 13)
Логопед. Миша, скажу тебе по секрету:
Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву
Ш-Ш-Ш.
Просмотр буквы
Логопед. Миша, давай из проволоки шенил смастерим букву Ш и подарим Змейке.
– Отлично! Вот и закончилось наше путешествие. Попрощаемся со Змейкой. Спасибо тебе большое. Нам пора возвращаться в детский сад.
Змея (прощается, дает сверток). Я тебе хочу подарить игру «Чудесная поляна».
Задание на дом
(Ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те предметы, в названии которого есть звук [ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносить звук [ш].)