Патриотическое и краеведческое воспитание школьников на уроках истории и внеурочное время

Резеда АЗИЗОВА,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории гимназии им. М.М.Вахитова г. Буинска

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, но ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое, как личностнозначимый процесс. Мой педагогический опыт работы по данной теме – это результат поисков и размышлений, чтобы сделать обучение детей более светлым и радостным. Сейчас идет модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций национальной школы.

Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель, я ставлю перед собой вполне конкретные цели:

  1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
  2. Дать детям возможность увидеть свою страну, республику, село: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности;
  3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
  4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.

Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при изучении истории у части учащихся за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, историю становления и развития своей школы близкую и понятную детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. Местный материал, с одной стороны, — средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Учащиеся с увлечением встречаются с людьми, которым довелось жить в это тяжёлое время. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Мои ученики организовано работают в школьном музее. Основные направления их деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, города, в сборе информации об истории Буинского района, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, встречи с ветеранами и интересными людьми, посещение краеведческого музея. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы.

Значительное место в моей работе занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны.

В 2022 г. учащиеся нашей гимназии приняли активное участие во Всероссийской акции «Семейные фотохроники» и заняли II место. Ребята собирали фотоматериалы, письма и воспоминания об участниках ВО войны и тех, кто помогал в годы войны приближать победу. И сейчас наши учащиеся продолжают свою работу по пополнению документов по этой теме.

Бикмиева Айзиля, ученица 7 класса  в своей исследовательской работе размышляла: «Мне очень нравится заниматься поисковой работой.  Я люблю сидеть в тишине в нашем классе, листать альбомы, читать фронтовые письма, смотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых наших ветеранов, прошедших страшные дороги войны. Их осталось совсем мало. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон, стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».

В октябре 2022 года наша гимназия им. М.М.Вахитова отметила свой 100-летний юбилей. Это событие стало толчком и мотиватором для многих учащихся к изучению истории не только своей гимназии, но и своего района, республики, страны. Учащиеся готовили и защищали проекты, связанные с известными выпускниками нашей гимназии, с учителями-участниками Великой отечественной войны, с теми, кто связал свою судьбу с профессией учителя, получив знания в стенах нашей гимназии. Непосредственное участие детей в подготовке и проведении таких мероприятий- дает свои плоды. Сегодня многие учащиеся успешно продолжают исследовательскую, проектную деятельность уже выходящую за рамки истории родной школы, города. Учащиеся активно принимают участие на республиканских, всероссийских НПК, олимпиадах, показывая хорошие результаты.

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу, стране.