Пути повышения уровня учебной мотивации младших школьников
Наиля ЮЛДАШЕВА,
заместитель директора по учебной работе гимназии №52 г. Казани
Альбина ПРОШИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №52 г. Казани
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И мы задались вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Формирование мотивации учения — это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии и актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося, т.е. готовности проектировать свою деятельность.
Ребенок выстраивает позицию учащегося, когда перестает функционировать в учебной ситуации как «школяр», т.е. «знающий, как надо делать» (делать надо так, как сказала учительница). Это значит, что при встрече с задачей нового типа ребенок прекращает действовать по старым, непригодным образцам и начинает поиск новых способов действий или начинает строить новые отношения со взрослыми или с другими учащимися, вместе с которыми он сможет найти недостающие способы действия. Основным психологическим механизмом такого поведения является сознательная рефлексия своих действий.
Нами было проведено анкетирование в IV классе гимназии №52 г. Казани. Принимало участие 24 человека.
В ходе исследования при изучении и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика – методика выбора любимых учебных предметов (Г.Казанцева).
Цель: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые.
Перечень предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура.
По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним.
(На графике представлены обобщенные результаты.)
Анализ графика позволяет констатировать, что наибольшее количество учащихся в классе предпочитают такие уроки, как ИЗО – 80%, технология – 75%, физкультура – 55%. по мнению детей, на этих уроках больше присутствует творческой и активной деятельности.
На втором месте в классе оказались остальные учебные дисциплины – математика, русский, окружающий мир, так как, по мнению детей, на таких уроках меньше всего присутствует творческая или игровая деятельность.
Диагностика мотивов учебной деятельности
Цель: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.
Анкета
- Учусь потому, что на уроке интересно.
- Учусь потому, что заставляют родители.
- Учусь потому, что хочу больше знать.
- Учусь, чтобы потом хорошо работать.
- Учусь, чтобы доставлять радость родителям.
- Учусь, чтобы не отставать от товарищей.
- Учусь, чтобы не опозорить свой класс.
- Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.
- Учусь, потому что нравиться учиться.
Учащимся класса предлагается из перечня мотивов выбрать те пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.
По ответам можно выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.
(На графике обобщенные результаты.)
Анализ графика позволяет выявить преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста. В классе преобладающими мотивами учения являются мотивы,- учусь потому, что хочу больше знать, доставлять радость родителям, чтобы не опозорить свой класс, нравиться учиться.
Оценка школьной мотивации
Цель: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:
– ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;
– нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
– ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.
Различия между выделенными ними группами детей были оценены по критерию «Стьюдента» и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
- 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10 – 14 баллов – низкий уровень учебной мотивации.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
- Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Вопросы анкеты
- Тебе нравится в школе или не очень?
– не очень
– нравится
– не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
– чаще хочется остаться дома
– бывает по-разному
– иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
– не знаю
– остался бы дома
– пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?
– не нравиться
– бывает по-разному
– нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
– хотел бы
– не хотел
– не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
– не знаю
– не хотел бы
– хотел
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
– часто
– редко
– не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
– точно не знаю
– хотел бы
– не хотел
- У тебя в классе много друзей?
– мало
– много
– нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
– нравятся
– не очень
– не нравятся
Данная анкета использовалась при групповой диагностике учеников. Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам, и дети отмечали варианты ответов, которые им подходили.
Результаты анкетирования позволили установить следующее:
В классе преобладающим уровнем учебной мотивации был 3-й уровень и составлял 40%. Первый и второй уровни учебной мотивации составляли 10% и 20%.
После проведения анкетирования, мы сделали вывод, что необходимо разработать комплекс приемов и методов, влияющих на учебную мотивацию, которые позволят изменять её в положительную сторону, используя различные методы и приемы.
И.П. Подласый утверждает, что для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.
Рассмотрим подробно методы развития учебной мотивации младшего школьника, которые мы используем в работе.
Метод «Дидактические игры» – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс.
Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» – это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.
Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.
Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу. На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого используем приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя — рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель — узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого нам позволяет приём «Отсроченная отгадка».
1-й вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример. « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост». (Нос)
2-й вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно – тополь).
Тема. Воздух должен быть чистым.
Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование». Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:
Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Прием «Верные-неверные утверждения». Предлагаем несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное.
Тема. «Круговорот воды».
Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Использование игровых приемов. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала – ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.
Приемы повторения пройденного на уроке. На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Используем разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Анализ практики показал, что на учебную мотивацию можно влиять, изменяя её в положительную сторону используя различные методы и приемы. Следует обратить внимание на то, что при систематической и целенаправленной работе можно добиться высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников.
Изучение педагогических практик позволил разработать комплекс методов и приемов по повышению уровня учебной мотивации младших школьников. Следует обратить внимание на то, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 612 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: АСТ Москва, 2008. – 672 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 672 с.
- Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000. –120 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.
- Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. – М.: ТЦ «Сфера», 2005 – 254 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972. – 205 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., Просвещение, 1990. – 192 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Прогресс, 2004. – 278 с.
- Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 285 с.
- Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. – М.: АКАДЕМIА, 2006. – 256 с.
- Реан А.А., Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 416 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 228 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Генезис, 2004. – 283 с.