Бәйрәм бүген
(Габдулла Тукай туган көненә багышланган бәйрәм кичәсе)
Гөлшат ШӘЕХОВА,
Казандагы 131 нче балалар бакчасының югары квалификация категорияле татар теле тәрбиячесе
Максат:
– балаларны татар халкының бөек шагыйре Габдулла Тукайның иҗаты һәм тормыш юлы белән таныштыруны дәвам иттерү;
– Г.Тукай иҗатына карата мәхәббәт тәрбияләү;
– Г.Тукай әсәрләренә таянып, балалар күңелендә шәфкатьлелек, намус төшенчәсен формалаштыру;
– әти-әниләрдә татар әдәбиятына кызыксыну уяту, аларны балалар белән бергәләп китаплар укуга җәлеп итү.
Алдан башкарылган эшләр: Габдулла Тукай әсәрләрен уку, әкиятләр буенча эшләнгән мультфильмнар карау, әңгәмәләр, уен-викториналар уздыру. Әти-әниләр белән берлектә ясалган тематик рәсемнәр күргәзмәсе оештыру.
Техник чаралар: Мультимедиа (ноутбук, экран, проектор) “Бәйрәм бүген” җырының аудиоязмасы (Г.Тукай сүзләре, Җ.Фәйзи көе) ”Туган тел” җырының аудиоязмасы (Г.Тукай сүзләре, Халык көе), татар халык җырлары, көйләре аудиоязмада, презентация.
Җиһазлар: Зал бизәү өчен шарлар, Г.Тукай портреты, капчык, ”бүре башы”, алтын тарак, табышмаклар тартмасы, ”7Я” ребусы, күбәләк, эт, кәҗә, карлыгач уенчыклары.
Бәйрәм барышы
(«Бәйрәм бүген» җырынң көе астында балалар залга керләр.)
Алып баручы.
Бар күңеллелек бөтен дөньяда, бар бер ямь бүген!
Нәрсәдән бу? Мин беләм, бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!
Малай. Нинди бәйрәм соң бүген?
Кыз. Что за праздник?
Алып баручы. Бүген бик зур бәйрәм! Ребята, мы сегодня собрались отметить День рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
Габдулла Тукай (Сопровождается презентацией.) родился в маленьком ауле Кушлавыч, в семье муллы Мухаметгарифа. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец, а через несколько лет он становится круглой сиротой. Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки.
Апушу (так называли Габдуллу в детстве) было 6 лет, когда его привозят в дом Сагди абзый – крестьянин из деревни Кырлай, душевный, добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. Потом его забрала к себе тётка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник. И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую семью. Габдулла посещал русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай ачинает сам писать стихи. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.
Малай. Кечкенә вакытта нинди малай булган икән Габдулла?
Кыз. Мне тоже интересно, каким он был?
Алып баручы. Маленький Габдулла был очень веселым, умным мальчиком, любил сказки слушать.
(Заходят Коза и Баран.)
Кәҗ.: Куда же мы с тобой попали мой друг?
Сарык. Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только дети.
Кәҗә. Э-э-э…При входе было же написано, что это детский сад «Стрекоза».
Кәҗә, Сарык. Исәнмесез! Хәлләрегез ничек?
Балалар. Исәнмесез!
Сарык. А что за собрание тут у вас?
Алып баручы. Рәхим итегез, кадерле кунаклар! Бүген бездә бәйрәм. Бәйрәмнең дә ниндие әле! Бөек татар шагыйре Габдулла Тукайның туган көне. Белгәнегезчә, бәйрәмгә бүләксез килмиләр инде! Сезнең бүләк бармы сон? (Сарык открывает мешок достаёт волчью голову.)
Сарык. Вот от нас подарок!
Кәҗә. И-и-и, җүләр син! Это же волчья голова. Из какой сказки она, ребята?
Балалар. Сказка про Козу и Барана.
Алып баручы. Коза, а что у вас в мешке?
Кәҗә. Пусть ребята угадают,что у меня в мешке? (Ответы детей.)
Алып баручы. Неужели вы к нам на праздник принесли только волчью голову?
Сарык. Нет, мы для вас принесли не только волчью голову, а много чего интересного. Хотите узнать? Все что лежит в этом мешке связано с именем Габдуллы Тукая. Вы готовы? (Ответы детей.) Доставай, Коза, из мешка сюрпризы!
Кәҗә (достает козу из мешка). Зачем ты положил козу в мешок?
Сарык. А я не помню, зачем положил в мешок козу.
Алып баручы. Наверное, вы хотели услышать стихотворение Г.Тукая “Гали и Коза”?
Сарык. Әйе, дөрес!
Алып баручы. А сейчас слушаем стихотворения “Гали белән Кәҗә”, ”Гали и Коза». (Баран и Коза хвалят детей.)
Малай. Что еще у вас есть в мешке интересного? (Баран достает золотой гребень.)
Алып баручы. Ребята, из какой с казки Г.Тукая этот гребень, алтын тарак?
Балалар. Из сказки “Су анасы.
Кыз. А я знаю игру с гребнем –“Алтын тарак”.
Сарык. Что за игра “Алтын тарак”?
Кәҗә. Приглашаются воспитанники старших групп. (Дети встают в круг, Коза обьясняет правила игры.) Мы сейчас встанем в круг. Пока звучит музыка, будем передавать гребень из рук в руки, когда музыка остановится — тот у кого алтын тарак останется в руках, должен будет выполнить мое поручение. Например, песи булып мияуларга, әтәч булып кычкырырга, эт булып өрергә, спросить как дела у соседа; похвалить соседа. (Звучит татарская народная музыка. Игра с гребнем.)
Алып баручы. Коза, Баран вижу у вас мешок большой, что вы нам еще принесли? (Коза достает коробку со знаком ? – вопроса.)
Кәҗә. Табышмак – это загадка. Габдулла Тукай написал для детей много стихов-загадок. А кто из вас знает загадки Габдуллы Тукая?
Алып баручы. А сейчас слушаем стихотворения-загадки «Четыре времени года». (Баран и Коза хвалят детей.)
Кыз. Что же еще в мешке интересного? (Баран достает из мешка бабочку.)
Сарык. Бу нәрсә? (Ответы детей.)
Кәҗә. Расскажите нам, пожалуйста, это стихотворение.
Алып баручы. Из какого произведения Тукая этот «Мотылек»? (Ответы детей.)
Кәҗә. Расскажите нам, пожалуйста, это стихотворение.
Алып баручы. А сейчас слушаем стихотворение в исполнении воспитанников старшей группы “Бала белән күбәләк”-«Малыш и мотылек». (Баран и Коза хвалят детей.)
Алып баручы. Коза, что же еще в мешке есть? (Коза достает из мешка ребус – «7 Я».)
Кәҗә. Какое слово здесь спрятано? (Дети отгадывают.)
Сарык. Ребята, кто из вас знает стихотворение Г.Тукая про семью?
Алып баручы. Воспитанники подготовительной к школе группы расскажут стихотворение «Безнең гаилә”-«Семья».
Малай. А я знаю пальчиковую игру “Гаилә”. Әйдәгез, бергәләп уйныйбыз! (Пальчиковая игра с детьми из средней группы.)
Малай. Шәп булды бу!
Алып баручы. Ребята, давайте вместе спросим у Козы и Барана, что лежит в мешке?
Кыз, Малай. Капчыкта тагын нәрсә бар? (Коза достает собаку.)
Кәҗә. Бу нәрсә?
Балалар. Эт, собака Акбай.
Сарык. Наверное, ваши ребята знают стихотворение Тукая про Акбая?
Алып баручы. Они не только расскажут, но и покажут интересное и поучительное стихотворение «Забавный ученик». Предлагаю смотреть инсценировку стихотворения «Кызыклы шәкерт-Забавный ученик» в исполнении воспитанников средней группы.
Кыз. Бик матур уйнадыгыз. Рәхмәт. Баран, Коза, у вас в мешке больше ничего не осталось? (Баран достает из мешка ласточку. Показывает детям.)
Сарык. Бу нәрсә? (Ответы детей.) Наверное, наши друзья знают стихотворение про ласточку?
Алып баручы. Воспитанники старшей группы рассказывают стихотворение “Карлыгач”-“Ласточка”. (Баран и Коза хвалят детей.)
Малай. Баран, Коза, у вас в мешке больше ничего не осталось? (Баран и Коза проверяют, стряхивают мешок.)
Сарык. Ничего нет. Все отгадали, молодцы.
Алып баручы. Для вас тоже приготовили подарок. Воспитанники подготовительной к школе группы рассказывают стихотворение “Родной язык”.
Алып баручы. Вот и подошел к концу наш праздник, давайте вместе поем песню “Туган тел”. (Совместное исполнение песни “Туган тел”.)
Сарык. Здорово у вас!
Кәҗә. Нам с вами было весело и интересно. Надеемся, что вы не забудете творчество Габдуллы Тукая.
Сарык. До новых встреч!
Алып баручы. Спасибо вам. До свидания!
Малай белән кыз. Сау булыгыз. Киләсе елга тагын килегез! (Звучит музыка. Герои уходят.)