Влияние традиций родного края на духовно-нравственное воспитание учащихся
Альбина СЕМЕНЫЧЕВА,
учитель родного языка и литературы средней школы №6 г. Бавлы
Воспитание нравственных качеств у учащихся, формирование привычек толерантности и взаимного уважения, обучение их правилам общения с людьми и требованиям времени – одна из основных задач, стоящих сегодня перед школой и педагогами. Воспитание данных основополагающих качеств личности должно осуществляться с раннего возраста и непрерывно. Для того, чтобы ребенок вел себя правильно и непринужденно в любой жизненной ситуации, важно последовательно проводить уроки нравственности. Каждый ребенок в течение своей жизни сталкивается с положительными и отрицательными событиями. Тогда они должны уметь отличать хорошее от плохого и выбирать правильный путь. Обучать этому – обязанность учителей.
При переходе к рыночной экономике и попытках построения демократического государства стали исчезать такие нравственные качества, как честность, сострадание, взаимоуважение, доброта и вежливость, которые веками передавались из поколения в поколение. Нравственное воспитание – единственная опора в сохранении человеческих качеств. Хороших результатов можно добиться только в том случае, если ей следовать с рождения и на протяжении всей жизни.
Святая обязанность каждого родителя и учителя – дать ребенку правильное воспитание, формировать в нем нравственность, доброту, честность и образованность. Родители и учителя показывают пример, а ребенок старается сформировать эти качества в себе.
Мы живем во времена хаоса. Алкоголизм, наркомания и преступность прочно укоренились в обществе. Количество неполных семей увеличивается с каждым днем. По телевидению показывают фильмы и телепередачи, которые плохо действуют на умы детей. Дети проводят большую часть своего времени перед компьютером, а не на свежем воздухе. Именно поэтому на сегодняшний день назрела острая необходимость в организации духовно-нравственного воспитания детей.
Законы нравственного и духовного воспитания, которые накапливались, развивались и совершенствовались татарским народом на протяжении многих веков, можно обобщить и включить в понятие «народная педагогика». Перед школой сегодня стоит непростая задача: воспитать человека, способного жить, работать и находить свое место в жизни в постоянно меняющихся условиях. В данной работе будет очень полезно обратиться к трудам великого татарского мыслителя и педагога – Ризаэтдина Фахреддина, который внес огромный вклад в развитие отечественного образования и воспитательного процесса в школе. Также такие известные великие просветители татарского народа, как Каюм Насыри и Шигабуддин Марджани всю свою жизнь посвятили образованию и воспитанию детей, оставив народной педагогике, основанной на исламских нравственных правилах, богатое литературное и научное наследие. Труды «Уроки нравственности» и «Уроки имана» заслуженного учителя России, писателя Виля Казыханова являются очень нужным и важным пособием для учителей.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания детей являются исламские ценности. В одном из своих выступлений Президент России Владимир Путин сказал: «Нам пора поднимать уровень религии». Продолжая это мнение, первый Президент Республики Татарстан, ныне – Государственный советник Татарстана М.Ш.Шаймиев сказал: «Воспитаем поколения, достойные жить в третьем тысячелетии на основе ислама». Цель воспитания – сделать так, чтобы в сознании учащихся жили светлые надежды и идеи, создающие уверенность в завтрашнем дне народа, и проводить практические мероприятия, развивающие способности каждого ученика и обучающие их честно следовать нормам жизни. Преступность, безработица, алкоголизм, наркомания, широко распространенные среди нашей молодежи в нашей стране, вызваны тем, что молодое поколение теряет свою точку опоры. Духовное оскудение идет из глубины веков: забыты обряды, игры и традиции, которые давали нашим предкам силы жить и работать. Родной язык занимает основное место в духовной культуре каждого народа. Современные машины такие как телевизор, смартфон, компьютер сажают детей в собственный барабан круговорота событий. Он забывает своих предков, родителей, традиции, передаваемые из поколения в поколение, вечные понятия, такие как Родина, национальная гордость. Поэтому воспитание детей в национальном духе должно осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если она будет проводится систематически.
Республика Татарстан – многонациональный регион. Здесь испокон веков дружно живут татары, русские, удмурты, марийцы, башкиры, крещенные татары и другие народы. Учитывая эту особенность, поддержание толерантности среди детей разных национальностей в школах нашей республики является одной из больших задач. Воспитание межнациональной дружбы, уважения и толерантности у учащихся, конечно же, не может быть достигнуто только на уроках. Их необходимо поддерживать, поднимать духовный настрой детей, организовав различные праздники. Только тогда полностью раскроются их истинные способности и эстетическое богатство. Ученик всегда должен стремиться к искусству, красоте и духовному богатству. Для достижения этой цели каждый учитель может использовать в своей работе дополнительные народные ритуалы и праздники.
Прежде всего, хотелось бы привести в пример праздник Науруз. В этот день ученики ходят по домам, поздравляя с приходом весны и желая счастья, а хозяева дома, в свою очередь, дарят детям подарки. Затем они берут собранные подарки и отправляются на природу. Там начинаются всевозможные игры: борьба (көрәш), бег в мешках, перетягивание каната и др. Красноречивые, умелые юноши и девушки припевают такмаки (частушки). Каждый школьник знает, что Науруз – это праздник подготовки к полевым работам, который проводится перед Сабантуем. Считаю, что проведение таких игр является важным мероприятием в формировании нравственного и эстетического воспитания учащихся. Дети начинают по-новому смотреть на национальные ценности: обычаи, культуру. В них формируется национальная гордость.
С точки зрения воспитательного значения считаю уместным упомянуть еще один праздник: это – Сабантуй. В саду, где цветут разноцветные цветы, можно разместить изделия ручной работы учеников – плетеные полотенца, шали, деревянную мебель. Это делается с желанием создать чувство удовлетворения от своей работы. Каждый ученик участвует в творческой работе и старается проявить свой талант. Конечно, такие мероприятия требуют большой подготовки и усилий, но положительные эмоции от этих праздников навсегда останутся в сердцах учащихся.
Опыт народной педагогики, отраженный в фольклоре, многогранен и глубок. Пути и средства воспитания подрастающего поколения в народе создавались, совершенствовались, передавались из поколения в поколение, развивались и обновлялись на протяжении всей жизни человека на земле. Кроме того, вводятся новые праздники, отвечающие требованиям времени. Один из них – «День Независимости». Этот праздник широко отмечается и в нашей Республике. Вся толпа собирается на площади. Они поют, танцуют и слушают веселые песни. Они поздравляют с достижениями и благодарят тружеников села. Празднование этого праздника вселяет в людей чувство национальной гордости. Верность своей стране, нации, преданность ее независимости, любовь к своему народу передаются детям от старшего поколения.
Наше будущее будет светлым только в том случае, если молодое поколение будет знать и сохранять народные традиции. Воспитание этих качеств, несомненно, является величайшей обязанностью педагогов.