Мы живем в Татарстане

(Квест-игра)

Нурсия ГАЛИЕВА, Илсияр ГИЛЬМУТДИНОВА,

воспитатели по обучению детей татарскому языку детского сада №262 г. Казани

Целевая аудитория: для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет).

Цель: закрепить с детьми знания о культуре и традициях татарского народа.

Задачи:

образовательные: закрепить с детьми символы, национальные игры и костюмы татарского народа;

развивающие: развитие у детей нравственные качества через подвижные игры, фольклор и традиции татарского народа;

воспитательные: воспитывать у детей чувство дружбы, умение работать в группах, договариваться между собой, приходить к общему выводу.

Материалы и оборудование: видеопроектор, экран, МР-3 проигрыватель, диски с записями, ноутбук, колокольчик, атрибуты для дидактических игр, сундук.

Оформление помещения: в кабинете оформлены 6 станций с заданиями.

Награждение: брошь ручной работы с национальным орнаментом.

Предварительная работа: повторение символику Татарстана. Чтение литературных произведений Г.Тукая “Су анасы”, “Шурале”, “Козел и Баран”. Инсценировка произведения А.Алиша «Зайчишка», «Болтливая утка». Чтение и заучивание стихотворений о родном языке. Разучивание народных игр, пляски. Разучивание песни “Туган тел”. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Музыкальное оформление: гимн Татарстана, татарские народные мелодии и песни в записи,

Ход игры

  1. I. Вводная часть

Спросите нас: – Откуда вы?

– Мы с Волги, из Казани.

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Спросите нас: – Откуда вы?

– Мы родом из Казани,

Где белокаменный свой кряж

Над Волгой поднял город наш,

Где пел Сайдаш, писал Такташ

О милом Татарстане.

  1. II. Основная часть

Воспитатель. Дорогие ребята, приглашаю вас поучаствовать в игре-путешествии «Мы живем в Татарстане».

В Татарстане народы живут дружно. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Народы Татарстана гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура – народные песни, музыка и танцы. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения татары. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой и традициями татарского народа.

Итак, наше путешествие начинается здесь и сейчас. Проверим ваши знания. На каждой остановке вы будете выполнять задания,  и получать кусочек карты. В конце игры мы соберем карту. И получим подарок.

Заканчиваем выполнение заданий по звуку колокольчика. Для начала, разминка.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Велик, прекрасен город этот

Над вольною рекой

И самый лучший он для нас,

Родной и дорогой.

– Ребята, как вы думаете, о каком городе это стихотворение?

Дети. Казань

Воспитатель. Верно, о городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город! (Показ слайдов.) Я вижу, что к путешествию вы готовы. Отправляемся. (Дети вслед за воспитателем проходят на первую станцию.)

Воспитатель. Внимание! Остановка. Посмотрите на картинку. (Показывает флаг Татарстана.) Как вы думаете, о какой республике мы сейчас будем говорить?

Дети. О Республике Татарстан.

Воспитатель. Верно. Здесь нас ждет посылка. Открываем. В ней эмблема страны, республики. Как называется эмблема страны?

Дети. Герб.

Воспитатель. В посылке  конверты с гербом Татарстана. Я даю вам конверт. Вам надо из частей собрать герб. Работайте дружно, в команде. (Дети выполняют задание на столе.)

Воспитатель. Внимание! Заканчиваем работу. Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель. Предлагаю размяться и сыграть в татарскую  игру «Тимербай».

Ход игры

(Дети делают круг.)

Воспитатель (с помощью татарской считалки выбирает водящего – Тимербая).  Бер тай, ике тай, өч тай, дүрт тай, биш тай – чыгып тай! (Один жеребенок, два жеребёнка, три жеребёнка, четыре жеребёнка, пять жеребят – вылетай.) (Он становится в центре круга.)

Водящий.

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

(С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.).

Воспитатель.  В посылке первая часть карты. Получите.

Двигаемся дальше. (Дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции.)

Воспитатель.

В Татарстане разные народы живут,

Мир и дружба навеки присутствуют тут.

Вместе в горе, и в радости вместе они

Дружно в трудах проводят дни.

Как я уже говорила, что у каждого народа есть свои традиции, конечно, свои праздники. Скажите, пожалуйста, главный татарский национальный праздник, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ.

Дети. Сабантуй.

Воспитатель. Верно! Молодцы.  Получите еще вторую часть карты.

Воспитатель. Вашему вниманию предлагается музыкальное задание. Прослушайте разные гимны и угадайте гимн Татарстана.

Дети.  Гимн Татарстана №2.

Воспитатель. Правильно! Получите еще одну часть карты.

Отправляемся дальше. (Дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции.)

Воспитатель. Это сундук с национальными костюмами, пожалуйста, назовите традиционную одежду татарского народа. Не забудьте, что работая в группах, вам необходимо будет договориться, кто из вас будет отвечать на вопрос.

Дети. Мужские: камзол, тюбетейка, ичиг, штаны, рубашка, пояс.

Женские: фартук, камзол, платье , калфак, ичиг  с узорами.

Воспитатель.

Костюмы наши хороши!

Их вышивали от души

Калфак у нас на голове,

А на ножках сапожки.

У девушек – фартук,

У парней – жилетка.

Мы традиции храним,

Внукам их передадим.

Молодцы, справились с заданием. Еще одна часть карты ваша. Отправляемся дальше. (Дети вслед за воспитателем проходят к следующей станции.)

Воспитатель. Внимание на экран. Отвечаем на вопросы викторины  по культуре и быту татарского народа.

Назовите имя главного героя сказки «Шурале». (Былтыр)

Сладость, представляющая собой изделие из теста с медом. (Чак-чак)

Кто такой Муса Джалиль? (Татарский поэт)

Назовите автора сказки? «Коза и баран». (Г.Тукай)

Кто изображен на гербе Татарстана? (Крылатый барс)

Цвета флага республики Татарстан. (Красный, белый, зеленый)

Кто написал сказку «Зайчишка»? (Абдулла Алиш)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Получите еще одну часть карты. Отправляемся дальше.

– Мы на месте. Это последняя остановка. На этой станции вам представлены  рисунки с татарскими орнаменты. Вам нужно найти  пару и назвать.

Дети. 1 – тюльпан; 2 – лист; 3 – колокольчик; 4 – гвоздика; 5 – трехлистник;

6 – пион; 7 – шиповник.

III. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, ну вот наше путешествие подошло к концу. Вот вам последняя часть карты. Давайте соберём все части карты. (Дети на магнитной доске складывают все части карты. Получается карта Татарстана.)

Воспитатель. Это карта Татарстана. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения кто?

Дети. Татары.

Воспитатель. На этом наше путешествие заканчивается. Вот и наш сюрприз. Посмотрим, что внутри? Открываем коробку. Тут у нас брошки  ручной работы с татарским орнаментом. (Раздает брошки детям.)

Воспитатель. Как я уже говорила, татарский народ – очень гостеприимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. Я вам тоже приготовила гостинцы. Это чак-чак – национальное блюдо татарского народа, о которых мы говорили  в нашем путешествии. Пойдем пить чай.