Как мы писали исследовательскую работу?

(По страницам педагогической деятельности)

Инесса БАДЕРТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы Сарсак-Омгинского лицея Агрызского района

Ровно год назад ко мне подошел ученик тогда еще 7 класса и спросил, какие ЕГЭ надо сдавать, чтобы поступать на «режиссера». Вопрос был немного неожиданный…

Мы живем в деревне, поблизости из очагов культуры только сельский клуб, где проходят дискотеки по субботам, когда приезжают студенты. И еще тут проводятся различные массовые мероприятия: конкурсы, встречи, фестивали, выставки и многое другое, необходимое местным жителям и для развития ребятишек, которые еще посещают детский сад и школу. Тем не менее ответ нужно было дать.

Заглянув в Интернет, мы смогли ответить на этот вопрос. В ходе наших совместных действий выяснилось, что обучающийся хочет посвятить свою жизнь именно профессии режиссера. Тогда мы решили искать различные ходы-выходы, чтобы узнать побольше об этой профессии и как можно ближе с ней соприкоснуться.

Интернет и школьная администрация (а именно зам. по воспитательной) пошли нам навстречу. Положения о различных конкурсах, приглашения в лагеря, которые были нам предложены, мы изучили, отправили свои имеющиеся к тому времени награды-дипломы-грамоты-благодарственные письма по электронным адресам…но как-то вот нас никуда не пригласили, не позвали. Только платные школы, студии с радостью отозвались и готовы были принять нас, вернее моего ученика, и обучать заочно премудростям профессии режиссера. Конечно, на оплату мы еще не заработали, поэтому решили пойти другим путем.

В нашей школе-лицее появился свой новостной канал – «Лицейские вести», которым стал заниматься мой ученик –будущий великий режиссер! Он подобрал свою команду: ведущих, корреспондентов – и дело пошло!.. В этом году 1 апреля команда «Лицейских вестей» отмечает первую годовщину! Но дело на этом не остановилось.

Мы выяснили, что у нашей школы уже есть выпускник, который действительно стал режиссером и о нем знают не только в нашей Республике! Нашли его в соцсетях, завязалась дружба и теплая переписка. Но так как наш выпускник-режиссер очень занятой человек, мы решили разузнать о нем у его одноклассников и даже бывших учителей. А еще оказалось, что он, будучи на Вечере встречи школьных друзей (у нас в школе есть такая традиция – в первую субботу февраля собираются бывшие выпускники и вспоминают свои школьные годы), оставил нашему школьному музею свои видеофильмы. Сколько интересного и познавательного было найдено, прочитано и просмотрено за это время (а именно за 6 – 7 месяцев)! А тут вдруг объявили о том, что в ближайшее время намечается Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная теме малой родины. И мы решили поделиться со всеми нашими находками и открытиями!

Родилась исследовательская работа. Мы ее представили и защитили. Работу оценили высоко. У нас Диплом за 1-е место в Межрегиональной научно-практической конференции и Диплом III степени на Всероссийской НПК. Спасибо жюри, что так высоко оценили наш труд! Я, как учитель, могу с уверенностью сказать, если все исследовательские работы пишутся именно так, как писали мы, а не за день-неделю, то это очень ценный материал (как в образовательном, так и в воспитательном направлении) как для нас, учителей, так и для самих учеников. Хочется поделиться этой работой и с вами, мои коллеги.

Исследовательская работа на тему «Мой земляк – режиссер-документалист Лев Александрович Вахитов»

Каждый человек, пришедший на эту землю, живет жизнью, которую строит сам. Каждый из нас творит историю, развивается в обществе, впитывая с молоком матери любовь к родине, к людям, ее населяющим.

Мы живем в Республике Татарстан, которая мирно процветает на территории России. Наша республика объединила на своей земле много народностей, каждая из которых может развивать свой язык, культуру, соблюдая обычаи и укрепляя традиции. А еще мы трепетно бережем свою историю, часто обращаемся к ее истокам и сравниваем с настоящим, мечтая о будущем. Что такое история? Это люди, которые ее творят. Именно это и натолкнуло меня на исследование, которое я хочу вам сегодня представить.

Родившись на удмуртской земле в Агрызском районе, я, когда пришло время, пошел в школу. Было интересно учиться читать и писать, решать задачки и узнавать много нового. И вот пришло такое время, когда я задумался о будущей профессии. Именно тогда  и узнал, что в моей школе, задолго до моего рождения, учился мальчик из удмуртской деревни Варклед-Бодья, который сейчас – известный режиссер-документалист, и о нем знают не только в нашем Агрызском районе. Это Вахитов Лев Александрович. [2]

Цель: изучение фактов из творческой биографии Льва Вахитова. [2]

Задачи:

– собрать из различных (в том числе и из очного интервью) источников материал, относящийся к биографии Льва Вахитова;

– выявить истоки творчества моего земляка-кинорежиссера;

Объект исследования: жизнь и творчество режиссера-документалиста Л.А.Вахитова.

Методы исследования: нализ материалов, найденных в сети Интернет, личная переписка с Л.А.Вахитовым, беседа с одноклассниками и учителями  Л.А.Вахитова.

Характеристика работы: работа относится к практическим исследованиям в области культуры и профориентации.

Значимость работы: данная работа является единственным исследованием творчества режиссера-документалиста Л.А.Вахитова.  Она будет полезна для педагогов, как материал для исследовательских работ, и учащихся старших классов, которые хотят приобрести профессию режиссера.

В данной работе использованы следующие источники:

  1. https://ugra-tv.ru/programs/archive/zapovednik-malaya-sosva/archive/vadim-raevskiy-rytsar-nauki/[1]
  2. http://www.kinohorosho.ru/node/769 [2], а также личная переписка с Л.А.Вахитовым.

Биография моего земляка Льва Александровича Вахитова

Родился 22 апреля 1961 года в деревне Варклед-Бодья Агрызского района Татарской АССР. Обучался в селе Сарсак-Омга Агрызского района, т.к. поблизости не было русских школ. Жил в интернате при школе. Очень любил читать не только художественную литературу, но и книги о природе, о драматургии, музыке. Перечитал всю литературу (по словам самого Льва Вахитова), имеющуюся в школьной библиотеке, а затем стал постоянным посетителем сельской. В школе посещал драмкружок, играл главные роли, занимал первые места в конкурсах чтецов. Тогда и пришло желание связать свою жизнь с театром и кино. Окончив школу и получив аттестат, Лев Вахитов  отправился навстречу своей мечте.

Выпускник МГИК и ГИТИС, школы документалистики АНО «ИНТЕРНЬЮС», обладатель премии «ТЭФИ-регион» [2], Лев Александрович Вахитов работает на телевидении более 20 лет. Снял более 200 цикловых программ и более двух десятков авторских работ. Также у него много других наград за фильмы о природе.

В данное время Вахитов Лев Александрович проживает в г. Ижевск и продолжает активно работать над документальными фильмами о Родине.

Тема малой родины в работах режиссера.

Лев Александрович Вахитов – режиссер документального кино. Живет в г. Ижевске, его работы широко известны за пределами Удмуртии, он –обладатель многих телевизионных наград. Лев Александрович – художник с необыкновенным ощущением красоты и гармонии окружающего мира. Его фильмы отличаются особым трепетным отношением к визуальной эстетике и этническому видению мира[1].

Фильмы «Небо, кошка и стихи» – о поэтессе Лидии Нянькиной, «Великий день» – о Пасхе в удмуртской деревне Варклед-Бодья. [2] Сердце видит красоту и чувствует тепло малой родины… Ведь именно на родной земле и происходило рождение художника, режиссера, актера и очень доброго человека…

В последние годы Лев Вахитов снимает на Севере (Ханты-Мансийский АО-Югра). Его работы можно посмотреть на сайте «Югра ТВ» https://ugra-tv.ru/programs/archive/zapovednik-malaya-sosva/archive/vadim-raevskiy-rytsar-nauki/[1] : о сотрудниках Кондо-Сосвинского заповедника: «Вадим Раевский – рыцарь науки», «Кронид Гарновский и Евгения Дорогостайская»; об особо охраняемых природных территориях округа: «Заповедник «Малая Сосьва», «Храм природы», «Озеро Ранге-Тур», цикл фильмов «Птичья гавань» (заказник «Елизаровский»), и др.

Все началось с жаб. Точнее, с фильма о жабах, который назывался «Любовь». Он был в эфире в первый день нашего вещания. Я уже давно мечтал его снять и смог осуществить свою мечту только на новом телеканале «Моя Удмуртия», – рассказывает о себе режиссер-документалист. – Страха перед началом нового пути не было, – я знал, что собирается классная команда, и самый лучший руководитель Татьяна Павловна Боталова…».

Для тех, кто не знает: Лев Вахитов – талантливый режиссер, сделавший не менее десятка телевизионных фильмов, каждый (или почти каждый) из которых удостоен различных премий и призов.

Отзывы о работах режиссера

«Можно говорить о яркой самобытной манере «письма» Вахитова, сугубо его, узнаваемом «почерке», о глубокой укорененности его таланта в этике и эстетике удмуртского народа». – читаю в Интернете. О ХУДОЖНИКЕ говорит ХУДОЖНИК: «Ткань 26-минутного фильма вобрала в себя несколько «слоев» реальности, или, лучше сказать, реальности разных слоев: это тема деревенской Удмуртии (лесная дорога, мельница, языческие обряды удмуртов в лесу); интервью нескольких людей (этнограф Владыкин, искусствовед Розенберг, вдова художника и его дочь, коллеги); сами работы Менсадыка Гарипова, в основном графика с некоторым числом «цветных» включений, и – как некое цементирующее начало – даже не музыка, а «звучащая душа» изобразительного гариповского «космоса» – вариации этнофутуристического ансамбля «Пелё-пелё». А дальше происходит обыкновенное чудо – все эти аудио- и видео «кирпичики», хочется сказать, по мановению волшебника, но все-таки нет, по законам таланта и гармонии укладываются в тончайший узор, где даже тембр голоса (профессора Владыкина, например) дает сверхчувственную (да, экстрасенсорную) информацию о личности ушедшего от нас художника.

Можно бесконечно выверять тут и там возникающие параллели между персонажами графики Гарипова и персонами, участвующими в создании фильма. Они похожи! Возникает отчетливое желание как бы углубиться, «влезть» внутрь кадра и в пространство картин художника. Они бесконечны и человечны. Любопытный и принципиальный спор случился во время обсуждения фильма там же, в студии. Депутат и известный «златоуст» (кстати, «главный» по искусству в парламенте Удмуртии) Алексей Красильников, ностальгически помянув свое «босоногое крестьянское детство», счел талантливый фильм Вахитова «прощанием с исчезающей культурой». Ему довольно резко возразил профессор-искусствовед из Санкт-Петербурга Владимир Селиванов (он был приглашен на просмотр Натальей Розенберг, поскольку сейчас читает спецкурс ее студентам в УдГУ): он подчеркнул, что сегодняшняя Европа «поднимает на щит» как раз особость, уникальную неповторимость как каждой человеческой личности, так и каждого этноса. Поэтому трепетное, сберегающее отношение к ценным проявлениям такой уникальности там только приветствуется и поощряется».

Мы живем на земле. Мы любим эту землю. Мы храним ее в своем сердце. У каждого из нас есть малая родина – частичка большой и всеобщей Родины-матери.

Лев Вахитов смог показать это в своих фильмах, от которых веет душевным теплом, запахом трав, человеческой добротой и гордостью за нашу землю.

Заключение

Каждый человек, пришедший на эту землю, живет жизнью, которую строит сам. Судьба моего героя сложилась именно так, как он этого и хотел. Лев Александрович в своих фильмах увековечивает красоту природы, показывает людей, любящих свою Родину. Человек, режиссер, творец Лев Вахитов своим творчеством и жизнью преподал нам уроки доброты, любви и человечности. Он наполнен новыми идеями, безграничным желанием заниматься любимым делом. Я надеюсь, что впереди нас ждут встречи с его чудесными находками, бесподобными наблюдениями и прекрасными фильмами о нашей необъятной и такой прекрасной Родине.

Обыкновенный мальчик из небольшой удмуртской деревни сумел прикоснуться к сердцам многих соотечественников, подарить минуты наслаждения родной природой, показать мир вокруг именно таким, как он видел его сам: мир малой родины в сердце нашей огромной страны.

Лев Александрович Вахитов – это пример того, что человек может добиться всего, чего он желает[2]. Нужно иметь цель и уверенно к ней идти.  Своей жизнью и творчеством он это доказал всем нам.

Использованная литература.

  1. https://ugra-tv.ru/programs/archive/zapovednik-malaya-sosva/archive/vadim-raevskiy-rytsar-nauki/
  2. http://www.kinohorosho.ru/node/769
  3. Переписка с Львом Вахитовым.
  4. Воспоминания одноклассников.