Сказочные лабиринты героев Фиолетового леса

(Занятие по ПДД в подготовительной группе)

Любовь ЯКОВЛЕВА,

воспитатель детского сада №54 с. Осиново Зеленодольского  района

Цель: формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Задачи:

образовательные: закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков и светофоров; обобщить знания детей о правилах дорожного движения;

развивающие: закрепить приемы лепки, развивать мышление, устную речь, память, внимание, воображение, логическое мышление;

воспитательные: воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, художественное творчество.

Материалы: коврограф – Ларчик и Фиолетовый лес, настольный макет улицы, конверты с заданиями.

Словарная работа: закрепить в речи детей слова: знак, пешеход, переход, светофор, инспектор, тротуар, название дорожных знаков.

Интеграция образовательный областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Предварительная работа:

– беседы «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»;

– дидактические игры: «Дорожные знаки»;

– чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», Б.Житков «Светофор»;

– рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

– рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, доброе утро! Давайте поприветствуем друг друга и гостей.

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Постановка проблемы: фонограмма (звучит запись голоса за кадром).

Ха-ха, а вот и я …не узнали вы меня?

Ух, завьюжу, закружу, всё вокруг переверну!

Наколдую тут и там, заниматься вам не дам!

Вы меня узнали? Я – Непогодка!

А где я, там всегда проблемы, кутерьма.

Воспитатель. Ребята, что же нам теперь делать, как быть? Ведь Непогодка разрушила все наши планы, посмотрите на коврограф-ларчик и на Фиолетовый лес мы хотели позаниматься, поиграть… А здесь вообще ничего не понятно. В Городе и в лесу всё перепуталось и герои – гномики испугались не могут ничего понять-где и как они оказались, и как им вернуться домой?

Ребята, я вам предлагаю помочь гномикам найти дорогу домой в Фиолетовый лес. А что для этого нужно сделать?

Дети. Нужно в городе расставить всё на свои места. (Ребята при помощи знаков, веревочек, домиков и деревьев создают улицу города и дорогу, ведущую в Фиолетовый лес. Всё расставили и тут опять появляется Непогодка.)

Воспитатель. Ребята, вы слышите, к нам сюда кто-то идет. Непогодка у нас никак не успокаивается. Ой, здравствуйте, а вы кто?

Непогодка. Вижу знаете вы как в городе ориентироваться. А правила ПДД вы соблюдаете, раз в дорогу собираетесь?

Дети. Да!

Непогодка. Ну, тогда, ребята, отгадайте мои загадки:

  1. Всё водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг – … (дорожный знак).

  1. Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)

  1. Полосатая лошадка,

Её «зеброю» зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут. (Пешеходный переход)

  1. Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, мигают –

Людям помогают. (Светофор)

Воспитатель. Молодцы, ребята, разгадали все загадки.

Непогодка. Ой, как мне с вами интересно, ребята, а можно и мне с вами поиграть?

Дети. Да, только не вредничай.

Воспитатель. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот», узнаем, какой бывает дорога?

Длинная – короткая

Шероховатая – гладкая

Мокрая – сухая

Скоростная – тихая

Асфальтовая – грунтовая

Широкая — узкая

Воспитатель. Да, ребята, одна и та же дорога в разную погоду может быть разной.

Воспитатель. Дорога до Фиолетового леса долгая и длинная, как же гномики туда доберутся. Я вам предлагаю создать для них транспорт, поиграть с волшебным квадратом и сконструировать микроавтобус (дети берут квадрат и конструируют микроавтобус) Все, конечно молодцы! Постарались от души.

Воспитатель. Ребята, на улице много машин, людей и кажется, что там полный беспорядок. Но на самом деле никто никому не мешает. Как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на улице?

Дети. Правила дорожного движения, дорожные знаки.

Воспитатель. А для кого они, эти правила?

Дети. Для водителей и пешеходов. (Выходят дети.)

1-й ребенок. «Въезд запрещён»

Тормози водитель. Стой!

Знак – запрет перед тобой.

Самый строгий этот знак,

Чтоб не въехал ты впросак.

Должен знак ты соблюдать,

«Под кирпич» не заезжать.

2-й ребенок. «Движение запрещено»

Круглый знак, похож на мяч

Он движение запрещает.

Не успеет тот на матч,

Кто запреты нарушает.

3-й ребенок. «Пешеходный светофор»

Дорогу с перекрёсток на пути,

СВЕТОФОР поможет перейти.

С человечком КРАСНЫМ – стой!

Переходи с ЗЕЛЁНЫМ, по прямой.

4-й ребенок. «Светофорное регулирование»

Красный, желтый и зеленый –

Это голос светофорный.

Говорит он: «Стой! Кати!»

Если желтый – «Погоди!»

Воспитатель. Имена гномов – это зашифрованные цвета радуги: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле –голубой, Селе – синий, Фи –фиолетовый.

Воспитатель. Ребята, смотрите, а Непогодка опять устраивает нам испытание. Интересно какое, сейчас посмотрим.

Идем дальше, находим конверт. (Дети повторяют цвета сигналы светофора. «Лепка светофора» для гномиков.)

Воспитатель. Молодцы, справились. А теперь скажите мне, если мы идем по улице, значит мы – …

Дети. Пешеходы.

Воспитатель. Если едем в транспорте – пассажиры, катаемся на велосипеде – водители детского транспорта. Что же получается? Мы с вами должны знать все правила. А сейчас поиграем в игру «Можно нельзя», определим места катания на велосипеде. Если можно – хлопаем в ладоши, если нельзя – молчим.

– на остановке автобуса;

– на проезжей части;

– в детском саду;

– во дворе;

– на стадионе;

– по лестнице;

– по тротуару.

Воспитатель. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

Дети. Водный, воздушный, наземный.

«Верно, не верно» (исправьте ошибку).

Воспитатель. Командам предлагается ответить на вопросы. Если согласны – громко хлопаем, если не согласны – топаем. (Жетоны получает любая команда, которая правильно ответила.)

  1. Можно ли проехать в транспорте бесплатно? (топаем)
  2. Нужно ли держаться за поручни в автобусе? (топаем)
  3. Не готовьтесь заранее к выходу. (топаем)
  4. В транспорте не смейтесь и не разговаривайте громко. (хлопаем)
  5. Слушайте внимательно кондуктора или водителя, когда он объявляет остановку. (хлопаем)
  6. Выпрыгивайте, не ожидая полной остановки транспорта. (топаем)
  7. Не бойтесь проехать свою остановку. (топаем)
  8. Никогда и никому не уступайте место в транспорте. (топаем)

Физкультминутка «Гномы»

Жил да был веселый гном (ходьба на месте)

С круглыми глазами (вращательные движения кистями рук от головы до плеча)

И на сахарной горе (руки поднять вверх и опустить через стороны)

Спал под воротами (сложенные вместе ладони положить под щеку)

Вдруг, откуда ни возьмись, (руки развести в стороны)

Великан явился. (упражнение «Мы силачи»)

Скушать гору он хотел. (левой рукой изобразить тарелочку, правой делать черпальные движения)

Только подавился. (ладонь правой руки положить на шею)

Ну, а что ж веселый гном? (плечи поднять, руки развести)

Так и спит глубоким сном. (сложенные вместе ладони положить под щеку)

Воспитатель. Отдохнули? Теперь садитесь поудобней на полянку и слушайте сказку. (Дети садятся на коврик по кругу.)

Хороводная игра «Фиолетовый лес»

В Фиолетовом лесу

Много сказок и чудес.

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес. (Дети идут, взявшись за руки по кругу.)

Кит Тимошка там живет,

Любит плавать круглый год

Вот так, вот так

Любит плавать круглый год. (Дети имитируют движения плывущего китенка.)

В Фиолетовом лесу

Много сказок и чудес.

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес. (Дети идут, взявшись за руки по кругу.)

А Краб Крабыч, хоть не рак,

Любит пятиться назад.

Вот так, вот так

Любит пятиться назад. (Дети передвигаются спиной вперед.)

В Фиолетовом лесу

Много сказок и чудес.

Мы покажем всем сейчас,

Чем нам нравится тот лес. (Дети идут, взявшись за руки по кругу.)

Разное в лесу зверье,

Плавает, жужжит оно.

Ползает, летает,

Все на свете знает!

Воспитатель. Мы сегодня с вами совершили увлекательное занятие, Непогодка произносит заклинание:

С миром красочным волшебным

Нам пора прощаться.

Из страны фиолетовой

В детский сад снова возвращаться.

Рефлексия

– А вам понравилось помогать Гномам?

– Что вам понравилось больше всего делать?

– А какое задание для вас стало наиболее сложным?

– Вы молодцы, справились со всеми заданиями, благодаря вам Гномы  узнали о правилах ПДД , а теперь они вернулись домой в Фиолетовый лес.