Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники рисования песком

Лейсан ГАЛИУЛЛИНА, Диляра КАДИРОВА,

воспитатели детского сада 153 г. Казани

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Д.С.Лихачев

В деятельности воспитателя логопедической группы современные образовательные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, учителя-логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные технологии, помогающие оптимизировать работу с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими и индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно— развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Методы и приёмы уже нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона в ходе коррекционной работы, способствуют включению сохранных, и активизации нарушенных психических и речевых функций. У детей с речевыми нарушениями наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Любые занятия, в том числе логопедические для таких дошколят – это тяжелый труд. Поэтому педагогу приходится искать, находить и использовать на практике более современные, инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В нашем практикуме мы хотим  рассказать о  коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционной техники рисования песком.

По мнению О.Б.Сапожниковой, Е.В.Гарновой, занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы.

 

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным. Из всех изученных мною здоровьесберегающих технологий, наибольший интерес возник к  использованию метода рисования песком на световом столе.

Песочная анимация является современным развивающимся видом искусства, способствующим гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на ребенка завораживающе и избавляет от негативных эмоций.  Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения, что помогает развитию эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами.

Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленности есть залог развития.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально — целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь воздействует и на качество речи ребенка.

Песочное рисование благоприятно влияет на подготовку к школе (развитие графо-моторных навыков и речевой активности), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения– как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.

Подобранные и разработанные игры на световом столе можно применять как часть занятия, или как полноценное занятие при обучении, совершенствовании и закреплении приобретаемых навыков.

Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей на песочном столе. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т.д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в среднем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.

Дети, испытывающие трудности в речевом развитии, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, ребята обожают рисовать символы звуков, буквы, слова, совершать опорные сопутствующие движения при выполнении артикуляционной гимнастики, так как песок благоприятно воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием учатся составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это более продуктивно влияет на развитие связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Вот некоторые игры, которые мы используем с детьми в логопедической группе:

Игры для развития дыхания

  1. «Выровняй дорогу». От детской машинки проводим неглубокую канавку в песке, ребенок с помощью трубочки выравнивает дорогу перед машинкой.
  2. «Помоги зайцу». В песке делается три- четыре углубления, ведущие к зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо замести все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

 

Игры для развития тактильных ощущений

  1. «Идут медвежата». Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  2. «Жучки, паучки». Ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Игры для автоматизации звука

  1. «Заведи мотор». Произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Аналогично можно работать с другими звуками.
  2. «Дорожки». Произносить звук, или слог и скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные движения.

Игры для развития фонематических представлений

  1. «Клад». Воспитатель закапывает карточку зеленого, синего, красного цвета. Ребенок достает карточку и в зависимости от цвета называет слова на данный звук (гласный, мягкий или твердый согласный).

 

 

Игры для развития связной речи

  1. «Мой клад». Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается- откапывает его и прячет свой предмет.

 

Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно — логического мышления ребенка.