В Александрии Египетской

(Урок истории в 5 классе)

Лилии БАШИРОВА,

учитель истории и обществознания средней школы №68 г. Казани  

 

Тема В Александрии Египетской
Тип урока комбинированный
Цель урока Создать у учащихся представления о знаменитом городе древности Александрии Египетской, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока.  Способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского; создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приемов греков и восточных народов.
Задачи урока Способствовать развитию навыков использования карт, учебника, дополнительных источников для получения информации. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, живущим на Земле.

Учить делать выводы на основе исторических документов;

формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран, чувства патриотизма

Планируемые результаты Предметные

Учащиеся получат:

— представление об Александрии;

— знания об устройстве Фаросского маяка;

— представления об Александрийском музее;

— информацию об александрийских учёных.

Метапредметные

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты,  формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

Личностные

Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Образовательные ресурсы Учебник, карта «Распад державы Александра Македонского», электронная схема «Александрия Египетская», электронная презентация «В Александрии Египетской»

 

Формировать УУД

Познавательные

— уяснить смысл понятий: средиземноморье, музей,

сформировать представление об устройстве древней Александрии;

— познакомить с одним из чудес света – Фаросским маяком;

показать значимость культурных и научных достижений Александрии для современности.

Регулятивные

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, картой; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные

— формирование конструктивных способов взаимодействия  в группах;

— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

Ход урока

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
Организационный момент Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

– Добрый день, ребята!

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место – Добрый день. Регулятивные:

— нацеливание на успешную работу.

Быстрое включение в деловой ритм

 

Мотивация к учебной деятельности

 

– Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили. Посмотрите на карту:

 

 

Походы Александра Македонского на Восток

 

– Какие государства завоевал Александр Македонский в ходе походов на Восток?

 

– Какое название городов чаще всего встречаются на карте?

– Чем это можно объяснить?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, что произошло с державой дальше? Предположите.

Учитель пишет на доске предположения детей

П– Правильно ли вы предположили и почему это произошло, вы узнаете из текста, которые лежат у вас на столах.

 

 

 

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Что случилось с Македонским царством?

Сразу же после того, как не стало Александра, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале 3 века до н.э. держава Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Македонское государство было самое маленькое по величине и представляла собой бывшую территорию Македонии до начала завоевательных походов. Сирийское царство заняло завоеванное Персидское царство, где протекают реки Ефрат и Тигр, рядом с которыми состоялись сражения македонского и персидского войска. Река Нил протекала через Египетское царство, жители которого во время походов встречали Александра как освободителя и объявляли его богом. В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями. Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики.

 

– На какие государства распалась Македония?

 

 

– Внимание на карту на слайде.

Распад державы Александра Македонского

 

–  Обратите внимание, распад Македонского царства обозначалось разными цветами. Какими цветами обозначены царства, на которые распалась держава Александра Македонского? Назовите цвет и царство. Для этого воспользуйтесь описанием царств из текста, который мы читали ранее.

 

– По какому признаку вы определили?

 

– На карте есть города. Среди них есть город, о котором мы сегодня будем говорить. А о каком —  надо догадаться.

– Посмотрите на подсказки на слайде

1)      Город находился в дельте реки Нил.

2)      Народы этого царства встречали завоевателя как освободителя и объявляли богом.

3)      Царь сам разметил места будущих достопримечательностей города.

4)      Благодаря морскому порту и постоянно пребывающим сюда кораблям город являлся крупнейшим торговым центром.

– Какой город?

Значит какая у нас тема урока?

 

– Так назывался один из самых красивых городов Восточного Средиземноморья.

– Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Чем славится любой город?

 

– Почему Александрия Египетская Е. считался самым красивым городом Восточного Средиземноморья узнаем сегодня, совершив экскурсию.

Я предлагаю вам представить себя экскурсоводами. Давайте выстроим маршрут экскурсии нашего урока .

Посмотрите на слайд . Что видите на картинке?

 

– А в какой части города бывает маяк?

– Да, мы будем говорить с вами об Александрийском порте.

 

– Продолжим  построение маршрута. Посмотрите на слайд. Что изображено?

 

– Мы проведем экскурсию по улицам и площадям города

Последнее место назначения изображено на следующем  слайде. Как думаете, что  это?

 

– Верно, это библиотека,  раньше библиотеки находились в музее, поэтому мы будем говорить об Александрийском музее и библиотеке.

– Итак, у нас получится маршрут экскурсии:

Александрийский порт

Экскурсия по улицам и площадям

Александрийский музей и библиотека

 

 

Дети смотрят на карту, участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Малая Азия, Египет, Персидское царство, Индия…

 

– Александрия

—  – Еще в период осуществления своих военных походов Македонии на покоренных территориях основывались новые города. Названия городов носили имя завоевателя.

 

 

Примерные ответы детей: разделилась, распалась, исчезла, ее захватили.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают текст самостоятельно 1 минуту. Один ребенок читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она распалась: Египетское, Македонское и Сирийское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: коричневым – Македонское, оранжевым – Сирийское, желтым – Египетское.

 

 

По размеру, по рекам, по месторасположению

 

 

 

Дети читают подсказки, 1 ребенок читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Александрия Египетская

– Определяют тему урока: Александрия египетская.

 

 

 

 

– Своими достопримечательностями

 

 

 

 

 

 

 

– Маяк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– В порту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде изображена улица и жители города

 

 

 

 

– Это библиотека

 

 

 

 

 

Регулятивные: формирование целевых установок. Коммуникативные: участие в учебном диалоге

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И еще в  конце экскурсии мы должны ответить на

вопрос: «Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени?»

 

– Для проведения экскурсии вы разделены на три группы и у каждой будет свое задание. Найдите это задание на столе.  Представьте, что вы –экскурсоводы и рассказываете слушателям о достопримечательности города. Выступать от группы будет 1 человек, а кто это будет, решите сами. На выступление дается 2 мин.

– Можно дополнять друг друга из команды, ученики из других групп могут задавать вопросы выступающему.

й группе дан текст с пропущенными словами. Вам надо будет вставить слова по смыслу и подготовиться к экскурсии. В результате должен получится рассказ. В конце текста есть слова-подсказки.

1 ГРУППА «Александрийский порт»

Вставить слова в текст:

Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в Александрию. Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный ___________, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, а маяк _______ вход в гавань. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не приближается ли _________ флот.  Фаросский маяк был не на много ниже пирамиды Хеопса. Греки называли его одним из ____________ света. Рядом с гаванью располагался царский _________. В праздники дворец распахивал свои двери для всех _____________ посмотреть его убранство. Жителей Александрии ___________ красивая мебель, всё помещение отделанное мрамором, ковры с вытканными сценами из мифов.

Слова: указывал, удивлялись, чудес, желающих, маяк, вражеский, дворец.

2-я группа должна  составить рассказ по картинке, используя текст на странице 209-210

Физкультминутка

– А теперь давайте все встанем. Мы с вами на экскурсии. Что обычно делают на экскурсии? Ходят ( дети маршруют), Смотрят по сторонам, показывают достопримечательности руками.

Экскурсия всем понравилась, экскурсоводу хлопают.

– Садитесь. продолжаем работу.

2-я группа. Экскурсия по улицам и площадям

3-я группа составляет рассказ, отвечая на вопросы с опорой на текст стр 210-211

Вопросы у вас лежат  на столе.

3-я группа. «Александрийский музей и библиотека»

Составьте рассказ отвечая на вопросы

  1. Что означает слово «Музей»?
  2. Каких греческих муз вы знаете?
  3. Для чего ученые и поэты съезжались сюда из разных стран?
  4. Какие научные открытия обсуждались в Музее?
  5. Сколько свитков хранилось в Александрийской библиотеке?
  6. Почему ученых сравнивали с птицами в  золотой клетке?

ВРЕМЯ: 5 – 6 мин.  

Выступления: 9 мин.

– На этом наша экскурсия закончена. Давайте вспомним на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

– Можно ли назвать Александрию Египетскую научным центром своего времени?

– Александрия Египетская является научным центром с большим количеством достопримечательностей.

– А как вы думаете наш город является научным центром нашего времени? Как это можно доказать?

– Давайте вспомним, а какие достопримечательности есть у нашего города Казани?

 

– Верно. Казань- крупный научный центр и также богат своим историческим наследием и ценится всей Россией. Именно в Казани проводились такие важные всемирные мероприятия как Универсиада-2013, ЧМ-2015 по водным видам спорта , ЧМ по футболу-2018 ,WorldSkills 2019 и тд. Мы гордимся тем, что в нашем городе проводятся такие масштабные  мероприятия и люди со всего мира посещают наш город. Они приезжают еще и для того, чтобы посмотреть наши достопримечательности, наше наследие, хранящееся много веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному человеку с каждой группы выходят к доске  и выступают. Другие дополняют по необходимости. Ученики задают вопросы выступающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Да, потому что в этом городе проходило много научных открытий, хранилось множество свитков, прибывали иностранцы.

 

 

 

 

 

– Музеи: Национальный музей, Эрмитаж, Социалистического труда, ИЗО..

КФУ, Сельскохозяйственная академия, Ветеринарный  институт, КХТИ и т.д.

Академия наук, Лаборатории, Институты, Национальная библиотека, им.Лобачевского, библиотека национального музея.

 

 

 

 

 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; организовать планирование

 

 

 

Познавательные:

— умение ориентироваться в своей системе знаний;

— осуществлять анализ объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

— умение учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения полученного задания;

— умение осмысливать полученную  информацию

Личностные:

— проявлять уважительное отношение к мнению одноклассников.

Коммуникативные:

— умение задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение распределить задания внутри группы;

грамотно строить речевые высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

самооценка, взаимооценка

Закрепление материала – После экскурсии у каждого слушателя остаются в памяти интересные факты. Давайте вспомним о каких достопримечательностях мы говорили .

– А что же вы сегодня запомнили об этих достопримечательностях сейчас проверим.

– На столах у вас лежат рабочие листы. Каждый получает рабочий лист.

– Напишите на них свое имя. На их выполнение дается 5 минут. После окончания мы проверим ваши ответы.

– Ваше время вышло. Сейчас поменяйтесь листочками друг друга и давайте проверим ваши ответы.

– Верните листок владельцу. Поставьте баллы. Внизу напишите, сколько у вас звездочек (за устные ответы).

– Критерии оценивания на слайде. Поставьте себе оценку.

– Листочки оставьте на столах, я их всех сама соберу и оценки поставлю в журнал.

 

Слайд с ответами рабочего листа и результатами:

Всего:________________ БАЛЛОВ из 15 баллов

Звездочек:______________________ — 1 балл

Экскурсия: 2 балла

 

14-18 баллов – оценка «5»

10-14 баллов – оценка «4»

10 и менее – оценка «3»

 

 

Александрийский порт

Экскурсия по улицам и площадям

Александрийский музей и библиотека

 

Выполняют задания на рабочих листах.

 

 

 

 

Ученики меняются листочками и сверяют ответы по слайду в презентации. Листки возвращают обратно владельцу и ставятся баллы.

 

Коммуникативные:

— умение отвечать на вопросы

Рефлексия учебной деятельности – Вы все сегодня молодцы. Большинство из вас правильно ответили на все вопросы. Изучая историю нашего государства или другой страны мы становимся духовно богаче. Как сказала И.Ганди «История – самый лучший учитель, у которого ….» . Я вам предлагаю закончить данную фразу. Это будет дом.заданием

 

Слушают и записывают домашнее задание Личностные:

оценка своих действий в ходе урока.

 

Домашнее задание На  слайде:

А также параграф 42 прочитать,

Для желающих :составить путеводитель по нашему городу – назвать научные, культурные, исторические места Казани ( для дополнительной оценки )

   

 

 

 

 

 

ФАМИЛИЯ ИМЯ:_________________

Рабочий лист по истории

«В Александрии Египетской»

  1. Найдите ошибки:

Много торговых конвертов из разных стран прибывало в Александрию. Уже издали моряки видели маяк, расположенный на острове Фарос. Рядом с гаванью располагалась библиотека. Улицы и площади Александрии были построены по единому плану. Главная улица тянулась более чем на два километра. С утра до вечера улицы и площади были заполнены людьми. Музей – это слово означает «место, где обитают люди». Обитателями Музея, который занимал целый район, были жонглеры и поэты, съезжавшиеся сюда из многих стран по приглашению царя Египта.

 

 

_________из 5 ПРАВИЛЬНЫХ

 

  1. Соотнесите термины и понятия и впишите ответы в таблицу

 

А Б В Г
       

А Библиотека

Б Фарос

В Музей

Г Папирус

 

  1. крупнейший центр науки
  2. место нахождения 700 тыс свитков
  3. остров, на котором находился маяк, освещавший вход в гавань торговым кораблям
  4. материал для письма у египтян

______ из 4 правильных

 

  1. Перед вами картинки. Вам нужно определить, какая достопримечательность относится к Александрии Египетской, а какая к нашему городу Казань
  • 2)                                                            3)                                                       .
  •                                                    5)                                                                     6)                                              .         

________из 6 ПРАВИЛЬНЫХ

Всего:________________ БАЛЛОВ

Звездочек:______________________

Экскурсия: 2 балла

 

14-18 баллов – оценка «5»

10-14 баллов – оценка «4»

10 и менее – оценка «3»