Жемчужины народных промыслов России

Анастасия АЛЕХИНА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани

Данное занятие проводится с целью формирования у детей картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой деятельности человека. Это позволяет накопить творческий опыт учащихся в знаниях по познанию специфики образного языка народного искусства; способности самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества и выполнение изделий по мотивам народных мастеров.

Мероприятие: внеурочное занятие.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Направление: художественно-эстетическое направление.

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы.

Оборудование:  выставка изделий (хохлома, матрешки, жостовский поднос, ложки, тульские пряники и др.), компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютер, аудиозапись песни «Русские ложки», видео отрывок – песня «Русская матрешка».

Актуальность: данное занятие дает возможность ученику любого возраста не только узнать о множестве русских народных промыслов и изучить их, но и приобщиться к истокам русской культуры, увидеть самобытность нашего народа, восхититься мастерством, и проникнуться патриотизмом к своей Родине. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении помещений, школы и дома.

Цель: создать у детей представления о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.

Задачи:

– познакомить детей с понятиями «ремесло», «народный промысел»;

– познакомить детей с народными промыслами (хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, русская матрешка и др.);

– развитие познавательных способностей детей;

– воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре, её истокам; чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;

– развивать кругозор.

Ход занятия

Учитель. Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, традиции которых мы бережно храним.

– Как вы понимаете «народные промыслы»? (Ответы детей.)

Учитель. Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские народные промыслы – форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.

– Откуда пошло это название «промыслы»? (Ответы детей.)

Учитель. Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие предметы народного творчества. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во 2-й половине XIX века, в тоже время, возникла художественная промышленность, где эти вещи производили в большом количестве. Народное искусство сегодня – яркое и самобытное явление нашей культуры. [4, 18]

Учитель. Россия славится своими мастерами. Русские мастера трудились и выполняли свою работу, они вкладывали душу, потому-то изделия получались красивыми, так радовали глаз. Много в России мест, где с любовью создаются изделия, неповторимые в своей красоте! Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, русская матрешка, жостовская роспись, но это далеко не полный перечень народных промыслов России.

– Посмотрите на нашу выставку. (Демонстрация выставки.)

– Кто знает, изделия, каких промыслов здесь представлены?

Учитель. Сегодня мы прикоснемся к истокам традиционных русских ремесел. Перед нами раскроется опыт и мудрость русского народа, его душа и смекалка.

Дымковская игрушка

(Демонстрация дымковской игрушки.)

Учитель. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. [7, 215]

– А чем же славится село Дымково?

Чтение стихотворения (Читают учащиеся.)

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

Учитель. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. В начале изготавливали свистульки. Женщины лепили эти игрушки для ярмарки. Из маленького глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в лошадку. Для росписи игрушек дымковские мастера используют: кружочки, прямые и волнистые линии, точки-горошины. кольца, клетки.

Выполняется этот узор яркими красками: красной, желтой, зеленой, синей, оранжевой. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Дымковские игрушки очень разнообразны — здесь и барышни, и всадники на конях, и уточки, и лошадки, и птицы расписные. Каждая дымковская игрушка неповторимая. Честь и хвала дымковским мастерам!

Матрешка (Демонстрация матрешек.)

Учитель. А теперь я хочу вас познакомить с нашей национальной игрушкой, которая не так стара, ей чуть больше 100 лет.

Чтение стихотворения (Читают учащиеся.)

Кто матрешку сделал, я не знаю

Но известно мне, что сотня лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ, истинную русскую красу.

Учитель. Я хотела бы подробнее рассказать вам о Русской матрешке. Матрёшка для всего мира является самым ярким национальным символом России. Прообраз её – деревянная пустотелая кукла, в которую вкладывались несколько таких же кукол, художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм. Почему бы и забавную куклу не выточить? Выточил первую русскую матрёшку Василий Звёздочкин, и состояла она из восьми фигурок, которые отличались не только размером, но и оформлением. Чаще всего матрёшки бывают пятиместными, хотя рекордное количество в одной игрушке доходило до сорока восьми. [6, 53]

Заморская пришелица прижилась у нас быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Матрёшка и в настоящее время остаётся символом плодородия, семейного очага и материнства.

В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу. Их знают во всех городах и селах — это исконно русский сувенир для иностранцев.

Мульти песня «Русская матрешка» (Просмотр)

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши.)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно ногу на пятку вперед.)

Топают матрешки. (Топают ногами.)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево-вправо.)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо.)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища.)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши.)

Золотая хохлома

(Демонстрация предметов хохломской росписи.)

Учитель. А теперь поговорим о Золотой хохломе.

Чтение стихотворения (Читают учащиеся.)

Хохломская роспись. Алых ягод россыпь.

Отголоски лета. В зелени травы,

Рощи – перелески. Шёлковые всплески

Солнечной медовой. Золотой листвы.

Роспись хохломская. Словно колдовская,

В сказочную песню. Просится сама,

И нигде на свете. Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней. Наша Хохлома.

Учитель. С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Там же была сначала открыта «Школа художественной обработки дерева», из которой потом выросло большое предприятие «Хохломская роспись»

Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неизвестно куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный.

Традиционные элементы хохломы – ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную, причём рисунок нигде не повторяется. [3, 26]

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жары, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. Красивые ложки и ковши используются в качестве подарков, а также как музыкальные инструменты. [9, 8]

Звучит песня «Русские ложки».

Павлопосадский платок (Демонстрация платка.)

Учитель. Не только предметы и игрушки делают мастера на Руси, но ещё и женские платки и шали. А шьют их в Павловском Посаде Московской области. Особое место в русском декоративно-прикладном искусстве занимают шали. Первыми мастерами, работавшими по украшению тканей на Руси, были иконописцы, так как они хорошо знали краски и приемы работы ими. Узор наносили на холст резными деревянными досками – манерами и цветками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин «набивка». Доски резали либо рельефно, либо углубленно. В первом случае печатался узор, во втором — поле. Через много веков сохранили мастера орнаменты далекого прошлого. [9, 114]

Типы павлопосадского рисунка имели свои названия: травчатый, копытцами, уступами, лапчатый, струями, репьями, шахматный. В старину использовали старинные определения цветов тканей: алый, багрецовый, таусиный, сахарный, вишнёвый, осиновый, лазоревый, брусничный, красно-кирпичный, тёмно-лимонный, тёмно-дымчатый, рудо-жёлтый, и др.

Старинная русская набойка обычно делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы. Постепенно лён стал вытесняться хлопком, изменились и орнаменты тканей. Сегодня павловопосадские платки и шали славятся во всём мире. На них можно увидеть самые разнообразные рисунки и орнаменты.

Жостовский поднос (Демонстрация жостовского подноса.)

Учитель. Деревня Жостово Московской области славится своей росписью. Жостовская роспись – живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого мазка.

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В нём чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Художники сочетают реальные формы цветка с декоративной его красочностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом. Завершённая роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. [8, 175]

Гжель (Демонстрация предметов Гжели.)

Учитель. Продолжается наше знакомство с народными промыслами в подмосковном местечке Гжель.

Это крупнейший гончарный промысел, где изготавливают посуду и различные фигурки. Мастера гжели выработали свой тип посуды. Один из главных факторов успеха – секреты обжига изделий. Для получения изделия расписанного золотом необходимо три обжига, причем на качество обжига влияет множество факторов — от погоды до породы дерева, из которых изготавливают дрова.

Для гжельского фарфора характерен окрас изделия в синий цвет, вычурность форм и использование народных мотивов в росписи. Художник учится гжельской росписи два, а то и три года. За это время он овладевает секретами росписи старых мастеров. [5, 47]Посмотрите на гжельские изделия. Казалось бы, всего два цвета — белый и синий, а какая красота! Полюбуйтесь!

Тульский пряник (Дегустация тульских пряников.)

Учитель. Заканчивается наше путешествие в городе Тула. Кто знает, чем славится этот город? Это место издревле славится своими мастерами- пряничниками. Таких вкусных и красивых пряников не пекут больше ни в одном городе! Чего здесь только нет! Пряничные доски, древнейшие лепные пряники, разнообразные печатные пряники — подарочные, юбилейные, новогодние, пасхальные. Можно только удивляться красоте и оригинальности этих выпеченных изделий. (Дегустация пряников.)

Подведение итогов занятия

  1. С какими видами народного промысла мы познакомились?
  2. Где можно использовать такие изделия?
  3. Какую роль мы можем сыграть в сохранении промыслов России?

Заключение

Учитель. Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства  поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.

И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша страна – Россия и сколько в ней талантов. В свой труд вкладывать душу, старание и умение.

Список использованных источников

  1. https://urok.1sept.ru/articles/608084- фотографии.
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2016/09/13/klassnyy-chas-zhemchuzhiny-narodnyh-promyslov-фотографии.
  3. Бедник Н.И. Цветы на подносе: [книга о жостовской росписи] / Н.И. Бедник. – Л.: Художник РСФСР, 1986. – 35 с.: ил.
  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 381 с.
  5. Жемчугова, П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П. Жемчугова. – СПб.: Литера, 2006. – 127 с.: цв. ил. –(Иллюстрированный словарик школьника).
  6. Маленькие чудеса: сборник очерков о русском народном искусстве / сост. Н.В. Тарновская. – Л.: Детская литература, 1981. – 207 с
  7. Народные мастера. Традиции, школы: сборник статей / ред. М.А. Некрасова.– М.: Изобразительное искусство, 1985. – Вып. 1. – 296 с.: ил.
  8. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы / С.Б. Рождественская // Русские / ред. В.А. Александров. – М., 1999. – С.773 – 793.
  9. Русский национальный календарь. 2006/ Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368 с.