Описательный рассказ по картине И.Левитана «Весна. Болшая вода»
(НОД по области «Речевое развитие» в группе дошкольного возраста с 5 – 6 лет)
Лариса ПИМЕНОВА,
воспитатель детского сада №407 г. Казани
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине «Весна. Большая вода».
Задачи:
– формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, воспринимать настроение отраженное художником в пейзаже;
– формировать связную речь, умение выражать свои впечатления;
– закрепить знания о признаках весны;
– воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет И.И.Левитана, репродукция картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
Ход занятия
Воспитатель. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, который написал поэт А.Плещеев «Весна». Вы его внимательно послушайте и назовите признаки весны, которые вы услышали в стихотворении.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется, листвою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала.
Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Какой сейчас месяц?
– Какой месяц следующий?
(Дети называют признаки весны, описанные в стихотворении. Если дети перечислили не все признаки, то можно задать вопрос «А что еще вы услышали в этом стихотворении про весну?». Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель еще раз читает стихотворение или отрывок с теми признаками, которые дети не назвали.)
– Как вы понимаете выражение «повеяло весною», «лес оденется листовою», «чиста небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь миновала»?
– Правильно, ребята. Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют реки водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.
Беседа по картине
Воспитатель. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Иссак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые главные уголки природы. Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Весна. Большая вода».
– Как бы вы её назвали? (Рассматривание картины, ответы детей.)
– Как вы узнали, что это весна? (Ответы детей.)
– Можно ли определить, в какой день художник написал картину: солнечный или ненастный? (Ответы детей.)
– Как вы узнали, что день солнечный? (Ответы детей.)
– Какие краски использовал художник? (Ответы детей.)
– Художник изобразил половодье. Слово половодье произошло от слова полная вода (большая вода), когда реки освобождаются от льда и выходят из своих берегов. На картине мы видим, что вода разлилась и кажется, будто она слилась с горизонтом. И поэтому художник Левитан назвал её «Весна. Большая вода».
– А теперь давайте немного поиграем
Физкультминутка
Детки по лесу гуляли, (шагать на месте)
За природой наблюдали. (изобразить рукой козырек)
Вверх на солнце посмотрели, (пальчиками изобразить очки)
И их лучики согрели. (поднять руки вверх и растопырить пальцы изображая солнышко)
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети, (присесть)
А потом все дружно встали, (встать)
Великанами мы стали. (поднять руки вверх)
Хорошо мы погуляли. (шагать на месте)
И немножечко устали. (встряхнуть руками)
(Сесть на стульчики.)
– Ребята, давайте мы внимательно посмотрим на картину, что мы можем сказать о воде? Какими словами можно сказать о воде? Какая она? (Вода похожа на зеркало – прозрачная, спокойная, холодная; небо отражается в воде, в ней отражаются деревья, она как зеркало.)
– Как художник изобразил деревья? (Ответы детей.)
– Деревья затопила вода. Берёзки стоят тонкие, извилистые, мы видим старое дерево, высокую сосну, старую корявую осину.
– Что можно сказать о небе? (Оно голубое, по нему плывут белые облака.)
– А что изображено на переднем плане картины? (Песчаный берег и маленькая лодка.)
– Берег какой? Давайте его опишем. (Холодный, сырой, полукруглый.)
– Что мы видим на дальнем плане картины? (Видны маленькие домики оказавшиеся в воде, и деревья.)
– Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина? (Радость, потому что наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.)
– Ребята, давайте представим, что мы с вами оказались на том месте, которое изображено на картине. Что бы вы захотели сделать? (Например, побродить по берегу, покататься на лодке, половить рыбу.)
– Ребята, сегодня мы с вами познакомились с картиной великого русского художника И.Левитана «Весна. Большая вода». Вам понравилась картина? Почему? (Ответы детей.)
Самостоятельная работа
Воспитатель. Давайте рассмотрим картину еще раз и придумаем рассказ. (Выходят по желанию 2 – 3 человека, если дети затрудняются, воспитатель помогает.)
Итог
Вопросы к детям:
– Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии, о чем говорили, что составляли?
– Картина какого художника нам помогла это сделать? (И.Левитан)
– Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
– Давайте любить природу, восхищаться ее красотой, как это делал великий русский художник.