Знакомство с татарскими национальными блюдами

(Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепка из соленого теста)

Наталья ПЛАТОНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 59 г. Казани

Цели:

– познакомить детей с блюдами татарской кухни;

– научить их определять по внешнему виду;

– познакомить с технологией приготовления блюд (очпочмак, чак- чак, зур бялеш);

– развивать разговорную речь, мелкую моторику рук;

– уточнять и расширять знание детей о татарских блюдах;

– учить детей работать с солёным тестом;

– воспитывать интерес к изучению татарских народных блюд.

Предварительная работа: знакомство с татарскими национальными блюдами и рассматривание татарских национальных блюд, разучивание татарской национальной игры.

Материал: кукла «Зульфия», кухонная утварь (самовар, чашки, ложки), муляжи на тарелках чак-чак, зур бялеш, очпочмак, доски по количеству детей, скалки каждому ребенку, кусочки соленого теста, тарелка для готовых изделий, стаканчик, столы для работы, презентация.

Расширение словарного запаса: очпочмак, чак-чак, зур бялеш.

Методические приёмы: презентация, показ, рассказ воспитателя, обследовательские действия, подвижная игра, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, показ приёмов лепки.

Ход занятия

(Дети встают в круг и берутся за руки.)

Воспитатель. Ребята, сделайте большой круг, это наша большая страна.

– Ребята, как называется наша страна? (Россия)

– Какая наша страна? (Большая, красивая, богатая, с красивой природой.)

– Кто живет в нашей стране? (Люди)

– Какой национальности? Чем отличаются они друг от друга? (Внешностью, религией, национальностью.)

Воспитатель. Да, в нашей стране живут разные народы. Вы теперь знаете, что в нашей стране живут русские, татары, марийцы, башкиры, чуваши, узбеки, таджики и др.

– Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники.

– Ребята, а теперь сделайте маленький круг. А эта часть наша республика нашей большой страны. Как называется наша республика? (Татарстан)

– А кто проживает на территории нашей республики, люди каких национальностей? (Татары, русские, чуваши, марийцы и другие национальности.)

– У них тоже есть свои обычаи, традиции, своя национальная одежда, свои национальные блюда.

И сегодня, я хочу вас познакомить с татарскими национальными блюдами. Эта выпечка вам всем знакома. Это очпочмак. Чтобы печь очпочмак замешивается тесто, а для теста нужна мука, яичко, соль по вкусу, молоко, масло. Всё это, вместе замешивают, и получается тесто. Затем разрезают на кружочки. А начинка – это мелко нарезанная картошка лук, мясо и специи. На кружочки кладут начинку и поднимают края кружочка с трех сторон и прищипывают и получается очпочмак. (Все это показывается по картинкам по порядку действия.)

– Это что за блюдо? Кто узнает? (Это зур бялеш.)

– Правильно. Это зур бялеш. Тесто готовится также как на очпочмак. А начинка мясо, картошка, лук, разрезанные на кусочки, специи по вкусу. Тесто катают на нужный размер сковороду. Кладут на сковородку, потом начинку и поднимают края со всех сторон. Закрывают верх другим слоем теста и прищипывают. Оставляют отверстие, чтобы затем налить бульон, чтобы бялеш был вкусным, начинка сочной. Зур бялеш, очпочмак подают как второе блюдо. (По порядку действий показывается по картинкам.)

– Кому знакомо это блюдо? (Это чак-чак.)

– Правильно. Тесто для чак -чак готовят из муки, яиц, добавляют соль и соду по вкусу. Раскатывают тесто, разрезают на мелкие кусочки, пекут в кастрюле с большим количеством масла. Размешивают пока они не разрумянились, потом их вынимают и заливают сахарным сиропом оформляют в форме конуса. Чак-чак – это свадебное кушание.

– С какими татарскими народными блюдами мы познакомились с вами? (Ответы детей.)

(Стук в дверь. Приходит в гости кукла «Зульфия».)

Кукла Зульфия. Здравствуйте, ребята! Я слышала, что в вашей группе очень гостеприимные дети, и решила заглянуть к вам в гости.

Дети. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.

Воспитатель. Ребята, раз к нам пожаловали гости, давайте мы «Зульфию» угостим чем-нибудь вкусненьким. И я предлагаю приготовить татарское национальное блюдо «очпочмак».

(Объяснение воспитателя, как делать очпочмак из соленого теста.)

Воспитатель. Берем кусочек солёного теста,скатываем шар, раскатываем скалочкой в лепешечку,вырезаем стаканчиком круг, остатки теста кладем вместо начинки,и соединяем края в виде треугольника. А теперь берем кисточки закрашиваем серединку. Вот и получились наши треугольники

Учпочмаки готовы.

.

– Приглашайте «Зульфию» к столу.

– После чаепития, ребята, «Зульфия» хочет с нами поиграть. И предлагает нам поиграть в игру «Самовар»

Игра «Самовар»

Воспитатель. Выбираем одного самовара с помощью считалки на татарском языке «Элчи-бэлчи», остальным надеваем маски с национальными татарскими блюдами, и выбираем маленький чайник. Самовар садится спиной к друзьям, чайник подходит к самовару и узнает с чем он хочет пить чай. Например, с «чак-чаком». «Чак-чак» подходит и стучит по плече. Самовар должен догадаться кто «чак-чак». Так продолжается 3 – 4 раз.

Накрывают стол. Также, девочкам надевают фартуки и платки, а мальчикам тюбетейки. Мальчики сидят, а девочки накрывают стол (ставят самовар, салфетки, чашки, ложки и татарские национальные блюда).

Садятся за стол и делают выводы.

Каждый отвечает, какие правила надо соблюдать, чтобы жить дружно. (Знать праздники других народов; дружить; учить их язык; с уважение относиться к каждому народу и др.)

Воспитатель. Ну, а теперь пора попрощаться с «Зульфиёй» и пригласить, чтобы приходила в следующий раз, и мы угостим её чак-чаком.

Итог

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей.)