Применение сервиса Google Maps как развитие социокультурной компетенции обучающихся в контекстно-ориентированном обучении иностранным языкам

Айдар КАМАЛОВ,

учитель английского языка I квалификационной категории лицея-интерната №2 г. Казани

Продуктивное использование языка требует формирования всех ключевых компетенций обучающихся, в первую очередь коммуникативной и социокультурной. Появление термина «социокультурная компетенция» в российской методике обучения иностранным языкам связывают с деятельностью международной организации «Совет Европы по культурному сотрудничеству». Согласно этим документам, социокультурная компетенция – одна из составляющих коммуникативной компетенции, понимаемой как способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.

Необходимо прилагать все усилия для того, чтобы развивать социокультурную составляющую, так как появляется проблема возможности диалога культур, знания или незнания особенностей менталитета народа, язык которого ты учишь, для обеспечения толерантности и безопасности общения для обеих сторон. Важно заложить в учениках интерес к изучению и пониманию культуры стран изучаемого языка, ведь это обогащает личность обучающихся социокультурными знаниями.

В последние годы сервис Google Maps стал значительно качественнее. Теперь это не просто навигатор, когда вам нужно узнать, как попасть из пункта А в пункт Б. Именно поэтому данное приложение становится ценным ресурсом для использования на уроках английского языка как эффективный способ развития социокультурной компетенции обучающихся.

Для чего же использовать Google Maps на уроках? С помощью Google Maps мы можем пригласить своих учеников в путешествие по всему миру, не выходя из класса. Далеко не все наши школьники, да и учителя побывали в англоговорящих странах. И как говорится, «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать», пусть это и будет виртуально.

Основные преимущества использования Google Maps на уроках иностранного языка:

– повышение мотивации: Google Maps демонстрирует реальные места в реальном их географическом представлении, чего не могут заменить ни карты, ни картинки, ни даже видеосюжеты;

– развитие межпредметных и метапредметных связей: кроме изучения языка можно, ребята знакомятся с географией, культурой и историей изучаемой страны;

– аутентичный контекст для письменных и проектных заданий: здесь виртуальные экскурсии в Google Maps могут стать прекрасной альтернативой для решения задачи связи теории с практикой. Учащиеся могут видеть, описывать и использовать реальные вещи;

– интерактивность: Google Maps позволяет пользователям перемещаться по определенной местности в приближенному к реальному режиму.

Мы предлагаем несколько идей, как можно использовать функцию «Режим просмотра улиц» Google Карт на уроках иностранного языка, и все они могут быть адаптированы в соответствии с размерами конкретного класса, способностями и интересами учеников. Большинство упражнений можно выполнять индивидуально, в парах или группах.

С помощью Google Maps можно совместить такие предметы как английский язык и географию. С учениками можно путешествовать в любую точку мира. Выбираете точку мира, ставите жёлтого человечка, который находится в левом правом углу, на карту, и переноситесь в режим, в котором можно перемещаться в 3D формате по данному населенному пункту. Можно выполнять с учениками следующие виды учебной деятельности:

  1. Повторение слов: в то время, пока вы перемещаетесь по городу, ученики должны написать имена существительные, которые они видят. Также можно попросить учеников написать прилагательные, глаголы.
  2. 2. Диалоги: необходимо сказать ученикам, что пока вы демонстрируете тот или иной населённый пункт, «ходите» по не нему, ученики должны представить, что они сами там ходят со своим партнёром. Они должны обсуждать то, что видят, происходящее вокруг.
  3. Сравнения: в данном случае необходимо продемонстрировать ученикам два разных места, и попросить учеников сравнить их. Например, можно сравнить центр Казани с центром Нью-Йорка.
  4. Поиск объектов: здесь нужно попросить учеников найти и записать те или иные объекты, которые будут попадаться ученикам во время прогулки по местности. Позже ученики должны будут письменно или устно описать их.

5. Рассказ: можно посетить любую известную достопримечательность или известное здание (например, Белый Дом) и попросить учеников рассказать увиденное.

Обращаем внимание на то, что на таких уроках можно практиковать практически любую грамматику и лексику учебной программы.

Нам очень привлекательной видится идея кругосветного путешествия, которое начинается в сентябре и заканчивается в конце мая. Это позволяет воспринимать учебную программу как увлекательный путь, который никогда не надоест.

Таким образом, в современном иноязычном образовании стоит уделить внимание использованию 3D карт Google , как новому современному способу передачи информации, повышающему наглядность и позволяющему развить социокультурную компетенцию учеников, развить у обучающихся познавательные интересы. Помимо этого, ресурсы таких карт позволяют выделять существенные признаки предметов и явлений, и как следствие, способствовать более эффективному усвоению лингвокультуроведческих явлений.