Дистанционное образование как альтернативная форма в обновленных ФГОС (на примере уроков физической культуры)

Рахиля ЖИРЯЕВА,

учитель физической культуры высшей квалификационной категории средней школы №22-Центра образования ЦДТ пос. Дербышки г. Казани

В качестве общесистемных требований к реализации программы основного общего образования в обновленном ФГОС рассмотрены вопросы организации дистанционного образования. Дистанционное обучение в школе с применением специального оборудования и современных технологий открывает новые возможности для многих учителей, в т.ч. и педагогов по физическому воспитанию.

Физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. В первую очередь она направлена на поддержание, укрепление и развитие тела человека. Но в современном обществе образование, в том числе и физическое, должно быть направлено не только укрепление возможностей тела, но и на формирование и развитие интеллектуальных способностей [1]. По этой причине физическое воспитание в школе должно полностью соответствовать всем потребностям общества в отношении подготовки учеников как здоровых и всесторонне образованных людей, готовых к дальнейшей жизнедеятельности.

Основная составляющая физического воспитания – это духовное и физическое развитие при помощи спорта и специальных упражнений, как в школе, так и дома. Уроки физкультуры являются неотъемлемой частью школьного воспитания, отражающего целенаправленность обучения современных детей и подростков. При этом в системе современного российского образования обучение представляет собой не просто формирование определенного набора знаний, обеспечение умений и навыков. Основная задача – самосовершенствование и саморазвитие учащихся с цель формирования способностей самостоятельно мыслить, принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Это особо актуально в современном мире, где постоянно меняется внешняя и внутренняя обстановка, появляются новые технологии, способы заработка, ведения дел и т.д. По этой причине особо важным становится процесс развития теоретического мышления с точки зрения психологического подхода к обучению.

Следовательно, и в рамках уроков по физической культуре, необходимо не только давать задания на выполнение физических упражнений, но предоставлять теоретические материалы для формирования знаний о физической культуре. В рамках программы обучения ученики должны получить знания об особенностях строения тела и влиянии на него физических движений, правильной организации физического воспитания, сущности и назначении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, необходимости спортивных игр, а также о гигиенических основах воспитания.

Получая теоретические знания по физической подготовке, учащиеся школу смогут получить базовую информацию по отдельным видам спорта и специальным упражнениям для растяжки, укрепления и поддержания физической формы, поймут значение и необходимость тренировок. А также ознакомятся с техниками, используемыми в различных видах спорта, узнают о рисках и профилактике травм, ознакомятся с видами инвентаря для различных упражнений и приемов и правила ухода за ними. Это позволит повысить общий уровень знаний и культуры учащихся, привить им понимание разнообразия физической подготовки. А в совокупности с практическими навыками и тренировками, теория позволит добиться внедрения разных видов спорта и физических упражнений в бытовую жизнь учеников.

Методы и способы донесения теоретических материалов до учащихся выбирается сам учитель по физической культуре. Это могут быть как специально выделенные уроки, так и формулирование теоретических основ во время практических занятий или отдельные беседы с учениками.

С началом самоизоляции особо актуальным стал вопрос об использовании современных информационных технологий. Школы перешли на дистанционное обучение, что привело к ряду затруднений по организации практических занятий. В отношении физической культуры стало проблематично контролировать правильность выполнения физических упражнений, обеспечивать занятия разными видами спорта. Поэтому возросла потребность в теоретическом обучении и целью формирования понимания необходимости самостоятельных занятий и физического укрепления организма.

Дистанционное обучение представляет собой удаленное общение учителя и ученика при помощи видеосвязи, функций смартфонов, специальных платформ и программ. Дистанционный формат отличается от привычных форм обучения, но имеет, как и очное, свои плюсы и минусы. При данном способе обучения возлагается больше ответственности на самих учеников и их родителей по обеспечению процесса обучения, наличию необходимой техники и программ. Учителям приходится осваивать все новые и новые технологии, разрабатывать соответствующие программы. Но при этом дистанционное обучение является более наглядным и информативным, появляется возможность использования различных игровых методов обучения. А также повышается возможность самообучения и саморазвития учащихся [2].

Использование информационных технологий в обучении физической культуре представляет собой создание иллюстрированного материала с пояснительным текстом, содержащим доступную и понятную детям информацию об особенностях движений и их конечном результате, применению и внешнему виду различного инвентаря, правильном положении тела и конечностей при выполнении упражнений и т.д.

При дистанционном обучении физкультуре необходимо сделать акцент на формирование у учеников знаний, навыков и понимания важности физической культуры для укрепления собственного здоровья, и функций организма.

Для проведения дистанционного урока необходимо наличие компьютеров у каждого ученика, а также программ для просмотра разработанных слайдов. Основной задачей уроков, дистанционно проводимых по теоретических занятиям физической культуры – научить детей самосовершенствоваться, самостоятельно укреплять свое здоровье и физическое состояние, за счет использования полученных знаний на практике.

Авторами проекта разработаны планы дистанционных уроков с использованием теоретической литературы, применяемой для обучения учащихся средних и старших классов. Нами использованы следующие учебники:

– «Физическая культура» (редакторы Р.Х.Яруллина, Р.А.Абзалова): для обучения 1 – 11 классов;

– «Физическая культура» (редакторы Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях): учебник для 8 – 9 классов;

– «Физическая культура» (редактор В.И.Лях): учебник для 10 – 11 классов;

– «Методика обучения основным видам движений на уроке физической культуры в школе» (редакторы В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий);

– программа «Основы олимпийских знаний» (авторы, А.Г.Асмолов, Л.Б.Кофман, В.В.Столобов, В.С.Родиченко): предназначен для учеников 8 классов.

Содержание учебников переработано и представлено в виде специальных блок-слайдах. Они являются как «помощниками» учителя при проведении дистанционного урока, обеспечивая наглядность и упрощение материала, так и могут использоваться при самостоятельном изучении ряда разделов, выполнения полученных от учителя заданий, подготовке к экзаменам, олимпиадам или практическим занятиям.

Программы разработаны для школьников разного возраста.

Для учащихся средних классов необходимо делать акцент на значении физических упражнений и культуры для здоровья и всестороннего развития человека. Необходимо использовать наглядные материалы, рассказывающие об истории физической культуры, о необходимости самостоятельного контроля при выполнении физических упражнений.

При дистанционном обучении учащихся 8 – 9 классов формируются материалы, акцентирующие внимание на морфофизиологических особенностях организма. Это позволяет расширить знания о строении тела и его частей, а также обеспечить межпредметную связь с такими дисциплинами, как анатомия и химия. В наглядных материалах отражаются изменения строения мышечной ткани и опорно-двигательного аппарата под влиянием физических упражнений. Материал выстраивается с учетом возрастно-половых особенностей учащихся. Для подростков так же необходимо организовывать дистанционные уроки, в которых уделяется большое внимание описанию и обозначению значимости упражнений, позволяющих развивать силу, выносливость, скорость и ловкость движений. А также научить подростков оценивать свои возможности, обеспечивать самоконтроль при выполнении упражнений дома или в спортивном зале [3, 7, 8].

При дистанционной работе с учениками старших классов необходимо выбирать темы, направленные на подготовку к будущему обучению в средних и высших учебных заведениях, трудовой деятельности, выбору будущей профессии. Учитель должен подобрать материал, способный максимально донести необходимость регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями, особенностями действий при различных занятиях. А также, специальные программы и приложения позволят ученикам лучше и быстрее подготовиться к сдаче экзаменов по дисциплине «Физическая культура» [3, 6, 8]. Комплекс методических материалов и упражнений так же содержит ряд заданий и тем, предназначенных для самостоятельного изучения учениками, без онлайн связи с учителем. Вопросы, возникающие при изучении, обсуждаются на следующем онлайн-занятии.

С помощью инновационных технологий дистанционный урок становится более наглядным, благодаря использованию иллюстраций, видеороликов, слайдов с фотографиями, создаваемых с применением программы Macromedia Flash.

Применения психолого-педагогических концепций в целом, теории и практики учебной деятельности на уроках физической культуры. Способствует реализации и формированию у детей потребностей и мотивов к деятельности, развитию творческой личности, созданию соответствующих образцов мышления и вносит важный вклад в развитие индивида, повышает уровень самостоятельности, самоконтроля, самооценки и формирует осознанное отношение к укреплению здоровья.

Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех средах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.

Использование информационных технологий, основанных на применении компьютеров, средств телекоммуникаций, мультимедиа – технологий, открывает перед учителем и учащимися новые возможности в учебном процессе.

Данные «проекты теоретических уроков по физической культуре» апробирован на районном и республиканском конкурсах.

Литература

  1. Антоненко А. В., Никифорова С. К. Дистанционное обучение в школе в 2021 – 2022 гг. // А. В. Антоненко, С. К. Никифорова / Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/
  2. Кошелев В.Ф., Малозёмов О.Ю., Бердникова Ю.Г., Минаев А.В., Филимонова С.И. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Малозёмова. – Екатеринбург: УГЛТУ; Изд-во АМБ, 2015. – 464 с.
  3. Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
  4. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов Программа допущена Министерством образования Российской Федерации.— М.: Просвещение, 2003.
  5. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1 – 4 кл. нач. шк/ В.И.Лях – 7-е изд. –М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
  6. Физическая культура: Учеб. пособие для учащихся сред. общеобразоват. учреждений/ Абзалов Р.А. – Казань: Магариф, 2005. – 159 с.
  7. Физическая культура: Учеб. для учащихся 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона, В.И.Ляха и др./Под ред. Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона, В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.
  8. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона и др. /Под ред. В.И.Ляха и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 155 с.