Украшение татарского головного убора

(Интегрированное занятие  в рамках  этнокультурного регионального состава  по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию  в старшей группе

Назиля ЯРМУХАМЕДОВА,  Ирина ЛЕОНТЬЕВА,

воспитатели I квалификационной категории детского сада №19 «Красная Шапочка г. Зеленодольска

Цель: используя системный подход расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарских национальных головных уборах (түбәтәй и калфак).

Задачи:

познакомить детей с историей татарских национальных головных уборах;

– познакомит с основными элементами татарских национальных узоров;

– ввести в словарь новые слова: калфак и түбәтәй;

– воспитывать интерес к национальной культуре татарского народа, уважение к мастерам народного промысла;

– обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента;

– формировать самостоятельность и творческого мышления детей;

– способствовать развитию доброжелательности, уважения по отношению друг к другу.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Национальные татарские узоры», картинок «Национальные костюмы».

Материалы к занятию и оборудование: куклы в татарских национальных костюмах. Готовые шаблоны (тюбетэй, калфак) разноцветный бисер. Оборудование для аппликации. Проектор, музыкальный центр, сундучок с түбәтәем и калфаком. Презентация.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, к нам в гости сегодня пришла әби (бабушка) со своими внуками Айгуль и Марат. Давайте мы поздороваемся с гостями «Исәнмесез!». (В зал входит воспитатель по обучению детей татарскому языку с двумя куклами одетыми в татарские национальные костюмы «Айгуль» и «Марат».)

Воспитатель татарского языка. Ребята, Айгуль и Марат выступают на конкурсе и по пути зашли к нам в детский сад, чтобы показать какую красивую одежду им сшили. (Воспитатель показывает кукол.)

Воспитатель. Скажите, ребята, что это за наряд такой красивый, необычный?

Дети. Татарский  национальный костюм.

Воспитатель татарского языка. А как вы думаете, носят такую одежду в наше время?

Дети. Нет.

Воспитатель татарского языка. А где ее можно увидеть?

Дети. На старых фотографиях, музеях в кино и т.д.

Воспитатель татарского языка. А как вы думаете, удобно ли  двигаться в такой одежде?

Дети. Нет. В ней неудобно бегать, водить машину, ездить на велосипеде, заниматься спортом.

Воспитатель татарского языка. Правильно, ребята, это – татарский национальный костюм. Его одевали в старину. А сейчас я бы хотела с вами поиграть в одну татарскую национальную игру, хотите?

Дети. Да.

Воспитатель татарского языка. Тогда вам нужно поделиться на пары, и построиться друг за другом («Чума үрдәк, чума каз»), а Айгуль и Марат посмотрят, как вы умеете играть.

Игра «Чума үрдәк, чума каз»

(Дети встают парами, друг за другом и под музыку поют песню на татарском языке и выполняю движения с соответствием слов.)

Воспитатель.  Понравилась вам игра?

Дети. Да.

Воспитатель татарского языка. Айгуль и Марату понравилось как вы играли. А теперь давайте  мы по внимательней рассмотрим костюм «Айгуль» (Воспитатель держит куклу «Айгуль» и показывает каждую деталь изделия иговорит из чего состоит этот наряд: платье – күлмәк, камзул, калфак, сапожкиичиги.)

– Ребята обратите внимание на головной убор «калфак». Давайте вместе повторим,  – «калфак». Он вышит золотистыми нитками и бисером.

– А теперь давайте рассмотрим наряд «Марата». (Воспитатель держит в руке куклу называет и показывает каждую деталь одежды: рубашкакүлмэк, жилетка, шоровары-штан, тюбетейка, сапожкиичиги).

– Ребята, а  у «Марата» головной убор называется «тюбятэй», и он тоже вышит красивым орнаментом и бисером. И Марат хочет сказать, что он знает одну интересную игру с тюбетейкой. Называется она «Түбәтәй». Хотите поиграть с түбәтәем Марата?

Дети. Да. (Дети встают в круг и предают «түбәтәй» по ругу со словами под музыку, на ком «тубэтэй» остановилась тот, выполняет задание детей.)

Воспитатель татарского языка. Молодцы, ребята! Ребята, Айгуль и Марат должны уйти они опаздывают на конкурс. Давайте с ними попрощаемся, «Сау булыгыз!» – «До свидание!»

Воспитатель. Ребята, а давайте мы свами будем модельерами и украсим татарский головной убор. Но для этого мы с вами просмотрим сначала образцы. (Просмотр презентации.)

осле просмотра воспитатель приглашает детей украсить головные  уборы по выбору (түбәтәй и калфак). На столах приготовлены шаблоны калфак и түбәтәй, разноцветный бисер и оборудование для аппликации.

Воспитатель показывает готовые образцы калфак и түбәтәй, объясняет технику украшения орнамента бисером. Дети выполняют работу. В ходе выполнения играет татарская национальная музыка.)