Хорошо зимой в лесу
Лилия ШАЙХУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №362 г. Казани
Цель: развитие у детей познавательных интересов, систематизация знаний о зиме и зимних явлениях.
Задачи:
воспитательные: воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность, поощрять отзывчивость, доброжелательность;
развивающие: развивать умение слушать педагога, слышать его, умение логически рассуждать, способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук;
образовательные: познакомить детей со свойствами льда, продолжать формировать представления о диких животных( заяц, его внешний вид зимой), систематизировать знания о зимних явлениях в природе, активизировать в речи названия одежды и обуви.
Основная образовательная область: «Познание».
Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, здоровье, познание, физическая культура, художественное творчество.
Методы: игровые, практические, словесные, исследовательские.
Приемы: художественное слово, вопросы к детям, напоминания, указания, эксперименты, поощрения.
Словарная работа: обогащение словаря следующими словами: ледяные, снежный, колючий, активизация: медленно, быстро, вверху, внизу.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о зиме, изготовление бус из разных материалов, беседы о зиме и зимних явлениях.
Ход образовательной деятельности
(Дети садятся на ковре.)
Воспитатель.
Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла,
Бусы дивные нашла.
– Смотрите, дети, какие бусы блестящие. Посмотрите. Потрогайте бусы. Какие они?
– Из чего сделаны бусы? Правильно – изо льда, они ледяные. Давайте вместе скажем: ледяные.
– Кто же потерял такие красивые бусы? Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А бусы оставим здесь. (Ставим блюдечко на подоконник.) Превратимся в снежинок и полетим. (Раздаю снежинки детям.)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь,
Встанем вместе мы в кружок
И получится снежок.
Воспитатель. Мы прилетели в зимний лес. Посмотрите, как здесь красиво! Лес какой? Правильно, дети, мы прилетели в зимний лес.
– Какое сейчас время года?
– Зимой что идет? Посмотрите, вот снежок. Какого он цвета?
– Где растет елка? Какого елочки цвета? Потрогайте их веточки, какие они?
– Давайте поиграем в снежки. (Раздаю детям бумагу, предлагаю сделать из нее снежки. Дети сминают ее в кулачках, и играют со снежками. Обращаю внимание детей на елочки в снегу.)
Воспитатель. Послушайте загадку:
Зимой беленький, летом серенький,
Прыгает ловко, любит морковку.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Заяц)
– А где же зайка? Давайте его поищем. А вот он, возле пенька.
– Какого цвета его шкурка?
– Какая она, потрогайте?
– Зайка очень любит прыгать и скакать, послушайте, как скакал зайка с тяжелым мешком. Быстро или медленно? (Медленно стучу по столу кулаком.)
– А сейчас зайка скакал без тяжелого. (Воспитатель стучит по столу, меняя ритм. Дети проговаривают: «зайка быстро скачет», «зайка скачет медленно». Воспитатель предлагает детям постучать по столу быстро, а потом медленно.)
– Какой у зайчика тяжелый мешочек. Посмотрим, что в мешочке лежит. (Дети достают из мешочка предметы, называют его, его цвет, сравнивают шар и кубик: у кубика есть углы, а у шара нет, он круглый.)
– Дети, давайте спросим у зайчика, не он ли потерял бусы?
– А теперь поиграем с зайкой. (Дети проговаривают слова и выполняют движения по тексту.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель. А мы с вами отправимся искать дальше того, кто потерял бусы.
– Ой, смотрите, кто-то слепил снеговика.
– Дети, соберите снеговику друзей, чтоб не было ему одному скучно. (Дети наклеивают на листах голубого цвета снеговиков из кругов разной величины.)
– Дети, назовите величину каждого круга.
– Где находится маленький круг?
– Где находится круг побольше?
– Где находится большой круг?
– Скажите, что еще нужно одеть снеговикам? (Дети надевают на каждого снеговика ведро и называют цвет: красный, желтый, синий, зеленый.)
– У снеговиков нет рук. (Дети докладывают на средний круг палочки, воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение про снеговика.)
Снеговик, снеговик
Появился во дворе!
Нос – морковка,
Рот – картошка
И ведро на голове!
– Пойдемте дальше, вы, не забыли кого мы ищем в зимнем лесу? В зимнем лесу холодно, давайте согреемся.
На дворе с утра мороз,
Отморозить можно нос. (потирают нос)
Шапка, куртка и сапожки, (имитируют движения одевания)
Не замерзнут наши ножки.
Будем прыгать и скакать, (прыгают)
Наши ножки согревать.
– Ой, послушайте, кто-то плачет. Давайте поищем. (Дети находят куклу.)
– Спросите, как зовут куклу?
– Почему она плачет?
– Пожалейте Марину, расскажите ей стишок. (Читают любое короткое веселое стихотворение.)
– Посмотрите, Марине понравилось стихотворение и она улыбнулась. (Дети рассматривают одежду куклы, называют предметы одежды, их цвет.)
– А у вас есть шарф, шапка, куртка теплая? Когда вы одеваетесь так тепло?
– А почему вы так тепло одеваетесь?
– Да, на улице холодно, дует сильный ветер, идет снег. Какое сейчас время года?
– Спросите, может Марина потеряла ледяные бусы?
– Да, это я потеряла ледяные бусы.
– Отдадим Марине бусы?
– А где же они? (Показываю детям блюдечко с водой.) Что здесь?
– Где же бусы? Почему их нет?
– Но как же успокоить Марину?
– Мы ей подарим бусы, но не ледяные, а настоящие.
– У меня есть нитка и бусинки. Возьмите каждый по бусине и нанижите на нитку. (Дети берут по бусинке, называют ее цвет и нанизывают на нитку.)
– Готовы бусы. Возьми, Марина, новые красивые бусы. (Кукла благодарит детей за подарок.)
– А нам пора возвращаться в детский сад. С кем мы с вами встретились в зимнем лесу? Как мы помогли зайчику?
– А что мы сделали для снеговика?
– А для куклы Марины? А почему для Марины мы сделали новые бусы?