Главный закон нашей страны
(Викторина для учащихся 7 – 9 классов)
Фарида НАСЫРОВА,
учитель английского языка I квалификационной категории Каракашлинской основной школы Ютазинского района
Ход урока
- I. Организационно-мотивационный этап
Учитель. Доброе утро, уважаемые коллеги, учащиеся!
В рамках традиционного Парламентского урока мы сегодня проведем викторину «Главный закон нашей страны».
Впервые в нашей республике Парламентский урок был проведен в 2009 году. Темы урока всегда актуальные, поскольку ребята должны быть в курсе непростой экономической и политической ситуации.
В этом году тема парламентского урока «Я – гражданин! Мои права и обязанности» посвящена 30-летию Конституции республики. Объявляю парламентский урок 2022 года открытым. (Звучит гимн РТ.)
Сейчас послушайте видеобращение Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина.
- II. Введение в материал
Учитель. Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам.
Вопрос к классу. Подумайте, как содержание притчи связано с темой нашего мероприятия? (Выслушиваются мнения учащихся.)
III. Определение понятия «конституция»
Учитель. Какие ассоциации возникают у вас при слове «конституция»? (На доске записываются варианты ответов учащихся.) (Mind—map)
Учитель. Термин «конституция» произошел от латинского слова «constitution», что означает устройство, установление.
Конституция Татарстана – тот самый главный закон страны, в котором определены общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательная система, а также все права и обязанности граждан страны. Его обязаны соблюдать все: и президент, и взрослые, и дети.
Конституция Республики Татарстан является важнейшим политико-правовым документом для людей разных национальностей, вероисповеданий и политических пристрастий.
Принята 6 ноября 1992 года на 12 сессии Верховного Совета и введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII.
- IV. Далее слово предоставляется учащимся. Они знакомят присутствующих с основными государственными символами Татарстана, рассказывают о том, где рождаются законы и где они принимаются.
- V. Задания для групп
Учащиеся в течение 10 – 12 минут работают с источником, после чего учитель предлагает обнародовать результаты групповой самостоятельной работы. Каждая группа по окончании определенного времени должна ознакомить и прокомментировать главы конституции РТ.
1-я группа. Основы конституционного строя.
2-я группа. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
- VI. Сейчас вашему вниманию предлагается викторина «Главный закон нашей страны». (Презентация прилагается.)
- Насырова-презентация