Главный закон нашей страны

(Викторина для учащихся 7 – 9 классов)

Фарида НАСЫРОВА,

учитель английского языка I квалификационной категории Каракашлинской основной школы Ютазинского района

Ход урока

  1. I. Организационно-мотивационный этап

Учитель. Доброе утро, уважаемые коллеги, учащиеся!

В рамках традиционного Парламентского урока мы сегодня проведем викторину «Главный закон нашей страны».

Впервые в нашей республике Парламентский урок был проведен в 2009 году. Темы урока всегда актуальные, поскольку ребята должны быть в курсе непростой экономической и политической ситуации.

В этом году тема парламентского урока «Я – гражданин! Мои права и обязанности» посвящена 30-летию Конституции республики. Объявляю парламентский урок 2022 года открытым. (Звучит гимн РТ.)

Сейчас послушайте видеобращение Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина.

  1. II. Введение в материал

Учитель. Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на проводимые им реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить 10 золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивает­ся до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян учил общинников доверять законам.

Вопрос к классу. Подумайте, как содержание притчи связано с темой нашего мероприятия? (Выслушиваются мнения учащихся.)

III. Определение понятия «конституция»

Учитель. Какие ассоциации возникают у вас при слове «конституция»? (На доске записываются варианты ответов учащихся.) (Mindmap)

Учитель. Термин «конституция» произошел от латинского слова «constitution», что означает устройство, установление.

Конституция Татарстана – тот самый главный закон страны, в котором определены общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательная система, а также  все права и обязанности граждан страны. Его обязаны соблюдать все: и президент, и взрослые, и дети.

Конституция Республики Татарстан является важнейшим политико-правовым документом для людей разных национальностей, вероисповеданий и политических пристрастий.

Принята 6 ноября 1992 года на 12 сессии Верховного Совета и введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII.

  1. IV. Далее слово предоставляется учащимся. Они знакомят присутствующих с основными государственными символами Татарстана, рассказывают о том, где рождаются законы и где они принимаются.
  2. V. Задания для групп

Учащиеся в течение 10 – 12 минут работают с источником, после чего учитель предлагает обнародовать результаты групповой самостоятельной работы. Каждая группа по окончании определенного времени должна ознакомить и прокомментировать главы конституции РТ.

1-я группа. Основы конституционного строя.

2-я группа. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

  1. VI. Сейчас вашему вниманию предлагается викторина «Главный закон нашей страны». (Презентация прилагается.)
  2. Насырова-презентация