Родной свой край люби и знай
(Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста)
Наталья ВОЛКОВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №147 г. Казани
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
коррекционно-образовательные: познакомить детей с флагом, гимном и гербом Республики Татарстан;
коррекционно-развивающие:
– развивать умение согласовывать слова в предложениях;
– активизировать словарь по теме;
– развивать общую и мелкую моторику у детей;
коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.
Оборудование: карта, флаг, герб, аудиозапись гимна РТ, картинный материал с достопримечательностями Казани, дидактическая игра «Разрезные картинки», мяч.
Предварительная работа: бседа воспитателя с детьми о Республике Татарстан, рассматривание иллюстраций о Казани, разучивание стихотворений. Экскурсии с родителями по достопримечательностям Казани.
Ход занятия
- Организационный момент
Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
- Основная часть. Вводная беседа
Воспитатель. Родина это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете; это детский сад, куда вы ходите, воспитатели; это природа, которая окружает вас. Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан.
Но где мы можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города? (на карте). Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан и найдем ее границы. (Далее логопед помогает детям разобраться в обозначениях географической карты.)
голубые ленточки – реки (Волка, Идел, Кама, Казанка);
зеленые пятна – густые леса, луга;
желтые пятна – широкие поля;
кружочки – города.
В Татарстане проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши.
Знакомство с символикой Республики Татарстан
Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть – зеленая, нижняя – красная, а в середине – узкая белая полоска. Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца, огня. У наших предков этот цвет был знаком могущества и жизни. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты и мира.
На государственном гербе РТ изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Еще у древних булгар на монетах встречалось изображение барса. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.
Государственный гимн Республики Татарстан исполняется при поднятии Государственного флага РТ. Гимн был принят без слов, так как проживает в Татарстане много народов. И чтобы не обидеть никого, было принято решение – гимн без слов. Автор гимна – выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин. (Включается аудиозапись гимна.)
- Развитие лексико-грамматических категорий
Игра с мячом «Скажи со словом «родной (ая, ое, ые)»
Страна –
Республика –
Земля –
Небо –
Поля –
Берега –
Дом –
Улица –
Игра «Цепочка»
(Дети передают друг другу мяч и называют название своей улицы.)
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (в кругу)
Моя улица старая, а моя улица новая;
Моя улица узкая, а моя улица широкая;
Моя улица ближняя, а моя улица дальняя;
Моя улица длинная, а моя улица короткая;
Моя улица светлая, а моя улица темная;
Моя улица грязная, а моя улица чистая;
Моя улица веселая, а моя улица грустная;
Моя улица шумная, а моя улица тихая;
Моя улица большая, а моя улица маленькая.
- Развитие связной речи. Экскурсия по Казани
Дидактическая игра «Собери, назови, расскажи»
(Дети собирают разрезные картинки и рассказывают про достопримечательности Казани.)
Блиц-опрос «Слушай, отвечай»
– Как называется наша республика?
– Назовите столицу Республики Татарстан.
– Как называются жители нашего города?
– Какая река протекает в Казани?
– Сколько цветов на флаге РТ?
– Дикое животное лесов Татарстана и название озера. (Кабан)
– Кто изображен на гербе города? (Снежный барс)
– Кто написал татарскую поэму «Шурале»? (Г.Тукай)
– На территории Кремля есть башня, с которой связано множество легенд. Что это за башня? (Сююмбике)
– «Праздник плуга». (Сабантуй)
– Головной убор у мужчин-татар. (Тюбетейка)
- Итог занятия
– О чем мы сегодня говорили?
– Что запомнилось больше всего?
– Ребята, вы любите наш город?
Воспитатель. Давайте подарим нашему городу «Букет красивых слов».
Дети (называют прилагательные и прикрепляют лепестки к цветку). Наш город: многонациональный, гостеприимный, современный, красивый, чудесный, солнечный, духовный, неповторимый, великолепный, родной, праздничный, цветущий, приветливый, многолюдный.
Список литературы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Перспектива, 2008.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая родина. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М.: ТЦ «Сфера», 2009.