Родной свой край люби и знай

(Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Наталья ВОЛКОВА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №147 г. Казани

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

коррекционно-образовательные: познакомить детей с флагом, гимном и гербом Республики Татарстан;

коррекционно-развивающие:

– развивать умение согласовывать слова в предложениях;

– активизировать словарь по теме;

– развивать общую и мелкую моторику у детей;

коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Оборудование: карта, флаг, герб, аудиозапись гимна РТ, картинный материал с достопримечательностями Казани, дидактическая игра «Разрезные картинки», мяч.

Предварительная работа: бседа воспитателя с детьми о Республике Татарстан, рассматривание иллюстраций о Казани, разучивание стихотворений. Экскурсии с родителями по достопримечательностям Казани.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и добрых товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

  1. Основная часть. Вводная беседа

Воспитатель. Родина это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете; это детский сад, куда вы ходите, воспитатели; это природа, которая окружает вас. Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан.

Но где мы можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города? (на карте). Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан и найдем ее границы. (Далее логопед помогает детям разобраться в обозначениях географической карты.)

голубые ленточки – реки (Волка, Идел, Кама, Казанка);

зеленые пятна – густые леса, луга;

желтые пятна – широкие поля;

кружочки – города.

В Татарстане проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши.

Знакомство с символикой Республики Татарстан

Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть – зеленая, нижняя – красная, а в середине – узкая белая полоска. Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца, огня. У наших предков этот цвет был знаком могущества и жизни. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты и мира.

На государственном гербе РТ изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Еще у древних булгар на монетах встречалось изображение барса. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Государственный гимн Республики Татарстан исполняется при поднятии Государственного флага РТ. Гимн был принят без слов, так как проживает в Татарстане много народов. И чтобы не обидеть никого, было принято решение – гимн без слов. Автор гимна – выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин. (Включается аудиозапись гимна.)

  1. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра с мячом «Скажи со словом «родной (ая, ое, ые)»

Страна –

Республика –

Земля –

Небо –

Поля –

Берега –

Дом –

Улица –

Игра «Цепочка»

(Дети передают друг другу мяч и называют название своей улицы.)

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (в кругу)

Моя улица старая, а моя улица новая;

Моя улица узкая, а моя улица широкая;

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя;

Моя улица длинная, а моя улица короткая;

Моя улица светлая, а моя улица темная;

Моя улица грязная, а моя улица чистая;

Моя улица веселая, а моя улица грустная;

Моя улица шумная, а моя улица тихая;

Моя улица большая, а моя улица маленькая.

  1. Развитие связной речи. Экскурсия по Казани

Дидактическая игра «Собери, назови, расскажи»

(Дети собирают разрезные картинки и рассказывают про достопримечательности Казани.)

Блиц-опрос «Слушай, отвечай»

– Как называется наша республика?

– Назовите столицу Республики Татарстан.

– Как называются жители нашего города?

– Какая река протекает в Казани?

– Сколько цветов на флаге РТ?

– Дикое животное лесов Татарстана и название озера. (Кабан)

– Кто изображен на гербе города? (Снежный барс)

– Кто написал татарскую поэму «Шурале»? (Г.Тукай)

– На территории Кремля есть башня, с которой связано множество легенд. Что это за башня? (Сююмбике)

– «Праздник плуга». (Сабантуй)

– Головной убор у мужчин-татар. (Тюбетейка)

  1. Итог занятия

– О чем мы сегодня говорили?

– Что запомнилось больше всего?

– Ребята, вы любите наш город?

Воспитатель. Давайте подарим нашему городу «Букет красивых слов».

Дети (называют прилагательные и прикрепляют лепестки к цветку). Наш город: многонациональный, гостеприимный, современный, красивый, чудесный, солнечный, духовный, неповторимый, великолепный, родной, праздничный, цветущий, приветливый, многолюдный.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: Перспектива, 2008.
  2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая родина. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М.: ТЦ «Сфера», 2009.