Очистим нашу планету от мусора

(Дидактическая игра  для детей 6 – 7 лет)

Юлиана МУХАМЕТШИНА,

воспитатель детского сада № 42  г. Казани

Дидактическая игра, выполненная из бросового материала. Она предназначена для общего развития детей. Данное пособие направлено на более интересное и облегченное усвоение материала с опорой на наглядность. Оно может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой. Во время игры дети учатся не только сортировать мусор, но и знакомятся со свойствами предметов.

Актуальность. Проблема загрязнения нашей планеты всегда была одной из самых важных экологических проблем и чтобы ее решить необходимо привлекать внимание детей к данной проблеме. В настоящее время, по мере развития нашего общества, она стала еще острее. Вещи и предметы служат человеку достаточно недолго и в результате отходов становится все больше и больше. Если отходы будут оставаться на свалках, то они будут отравлять воздух, землю и воду и наша планета погибнет. Поэтому этот мусор необходимо утилизировать. В настоящее время люди нашли решение проблемы утилизации свалок – раздельный сбор мусора, так как каждый предмет имеет свои свойства и свой способ утилизации. Но для того, чтобы утилизировать нужно правильно его рассортировать и этому нужно учить с раннего возраста. Но как же в легкой и доступной форме научить детей беречь природу и бережно к ней относиться? Данная дидактическая игра поможет не только сберечь природу, но и будет способствовать развитию познавательно – исследовательских способностей, стимулировать развитие речи. Также она познакомит детей с такими понятиями как сортировка и вторичная переработка мусора.

Цель: познакомить детей со свойствами предметов, со способами их утилизации, с понятиями «сортировка мусора», «вторичная переработка».

Задачи:

формировать экологическую культуру и правила поведения на природе;

формировать представление о том, что переработка мусора необходима для сохранения жизни на Земле;

развивать умение детей сортировать мусор, исходя из свойств материалов, из которых они сделаны;

развивать логическое мышление, умение соотносить картинку со свойствами предмета, зрительное внимание;

воспитывать уважение к природе и желание бережно к ней относиться.

Методы:

наглядный (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

словесный (беседа, рассказ, объяснение);

практический (моделирование ситуации, упражнения);

игровой (непосредственная игровая ситуация с использованием дидактического материала).

Оборудование: пластиковая коробка для хранения игры, пять контейнеров с названиями отходов, выполненные из бросового материала с использованием бумаги; карточки с изображением отходов (разбитое стекло, банки, мятая бумага, пластик, пищевые отходы), которые нужно рассортировать по мусорным контейнерам. Карточки сложены в отдельный контейнер, на котором продемонстрированы виды собираемых отходов; набор листов формата А4 с изображениями разных видов отходов.

Данное пособие полностью выполнено из бросового материала. Бумажные стаканчики украшены яркими косичками из разноцветной бумаги. Сверху импровизированные контейнеры закрываются крышками с прорезями для карточек также напечатанных на обычной бумаги. Для крышек были использованы – белый картон, который был украшен разноцветной бумагой, наклеенной в шахматном порядке. На крышке каждого стаканчика присутствует название отходов, которые будут собираться в данный контейнер и цифра. Каждая цифра у детей ассоциируется с видами отходов (1 – бумага, 2 – металл, 3 – пластик, 4 – стекло, 5 – пищевые отходы). Наличие цифры является обязательной составляющей, так как в этом возрасте дети еще не умеют читать. но знают цифры и найти определенные отходы по цифре для ребенка не составит труда. К пособию приложены листы формата А4, которые представляют собой наглядную демонстрацию определенных видов отходов. На них сверху напечатана цифра, совпадающая с цифрой на стаканчике, а изображенные отходы по своим свойствам относятся к соответствующему контейнеру. К ним прилагаются карточки с картинками отходов. Пособие яркое, эстетически привлекательное и совершенно экологически безопасное для детей. Разноцветная бумага не только эстетична, но она также дает широкий творческий диапазон, так как она достаточна яркая. Она легко приклеивается, хорошо держится и не требует специальной обработки. Это пособие придумано  для того, чтобы в игровой форме привлечь детей к экологической проблеме и для развития умения определять свойства мусора  и правильно его сортировать по категориям.

Ход игры

В начале игры перед детьми ставится задача собрать мусор и тем самым помочь нашей планете. Для решения этой задачи нам понадобятся наши импровизированные контейнеры, которые мы сделали из бросового материала. Но сначала нам нужно внимательно посмотреть на мусор и понять, как же мы будем его собирать. Для этого мы возьмем наши листы, на которых изображен мусор, и определим материал из которого изготовлен тот или иной предмет, или органический мусор.  Итак мы провели беседу и определили, что каждый предмет имеет свои свойства. Ребята а теперь давайте подумаем, можно ли собирать разный мусор в один контейнер? Конечно нет, ведь разный мусор имеет разные способы утилизации и поэтому нам нужно его разложить в разные контейнеры. Теперь нам понадобятся наши карточки. Берем карточки и раскладываем их на соответствующие картинки на наших листах. Мы разложили карточки и теперь мы знаем к какому виду отходов они относятся. Берем наши контейнеры и сортируем в них мусор по свойствам. Карточки с листов с цифрой 1 мы складываем в контейнер с цифрой 1, карточки с листов с цифрой 2 в контейнер с цифрой 2 и так далее. Наши листы опустели. Мы собрали весь мусор.

Вопросы

Ребята, какую же мы сегодня решали проблему?

А как мы ее с вами решали?

Теперь вы понимаете, для чего сортируют мусор и насколько это важно?

Использование данного пособия способствует:

– формированию представления у детей о том, что сортировка мусора и вторичная переработка необходимы для сохранения окружающей среды;

– развитию умения классифицировать предметы по материалам, из которых они изготовлены;

– развитию логического мышления, наблюдательности, памяти, внимания;

– развитию бережного отношения к природе.