Дикие и домашние животные
(Окружающий мир. 2 класс)
Сирина ФАХЕРТДИНОВА,
учитель начальных классов гимназии №10 г. Зеленодольска
Цель: создание условий для осознания и выявления знаний о характерных признаках диких и домашних животных.
Планируемые результаты:
предметные:
– научиться различать группы диких (зверей) и домашних: приводить соответствующие примеры;
– познакомиться с основными правилами ухода за домашними животными;
личностные: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, осознание того, что домашние животные требуют к себе проявления внимания и заботы.
Метапредметные:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют учебные действия в соответствии с заданием;
познавательные:
– учить добывать информацию из учебника, текста, иллюстраций, презентации;
– использовать жизненный опыт;
– работать с дополнительной литературой;
– формировать умение сравнивать, находить характерные признаки отличия животных, составляют сообщение по плану;
коммуникативные:
– осознанно и произвольно строить речевое высказывание, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
– осуществлять совместную деятельность в группах, высказывать свою точку зрения при работе в группе, в парах;
– аргументировать, доносить свою позицию до других, готовить ответы на вопросы.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс), карточки, мультимедийное оборудование.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | – Тихо сядьте. Приступим к работе. Желаю всем удачи.
– Живут они везде: На суше и в воде. Царапаются, лают, Жужжат, рычат, летают. – Ребята, скажите, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? |
Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям | ||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | – А вот о каких животных мы будем говорить, узнаете, когда поработаете в парах. Я предлагаю вам животных, перечисленных на карточках, разделить на две группы.
– На какие группы вы разделили? |
Работа в парах
Самопроверка |
||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи | – Определите тему нашего урока.
Тема. Дикие и домашние животные. (Слайд) – А что вы знаете о домашних и диких животных? – А как вы думаете, достаточно ли этих знаний? – Откуда мы можем взять информацию о животных? – Какие задачи мы поставим перед собой на урок? Задачи: – узнать о характерных признаках домашних и диких животных; – научиться отличать диких и домашних животных; – познакомиться с правилами ухода за домашними животными. |
Фронтально.
Отвечают на вопросы учителя.
Коллективно Ставят задачи на урок |
||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта решения задач | – Как вы думаете, всегда ли существовали домашние животные?
– Давайте вернемся мысленно в давние времена, когда на планете Земля не было домашних животных. – Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Потом Человек обуздал дикую лошадь, приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. – Итак, чтобы решить задачи урока и открыть новые знания, вы будете самостоятельно работать в группах. Помните о правилах работы в группе. |
Индивидуально (выступление ученика) | ||||||||||||||||||||
V. Освоение нового материала (этап реализации построенного проекта)
|
– Работать в группах нужно по плану:
Прочитать текст. Ответить на вопросы. Подготовить рассказ. 1-я группа. Сообщение о домашних животных. Прочитайте в тексте учебника 2-й абзац на стр. 92 и ответьте на вопросы.
2-я группа. Подготовить информацию о том, какие продукты и вещи дают домашние животные. Сыр Яйцо курица Сметана овца Варежки корова Мед коза Йогурт Масло пчелы Шарф 3-я группа. Изменить текст так, чтобы получились правила ухода за домашними животными. Дополните его своими правилами. Человек постоянно заботится о домашних животных, кормит, чистит, следит за здоровьем домашних животных. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними. 4-я группа. Подготовить сообщение о диких животных. Большинство животных проживают в дикой природе: лесах, лугах, полях, реках. Они получили название «дикие звери». Многие из них — это опасные животные, хищники. Но всех их объединяет одна цель — выживание, за которую они постоянно борются. Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные — сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. К диким животным, обитающим в наших лесах, относятся — белка, волк, медведь, лось, дикий кабан, заяц и многие другие. На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с его целенаправленным уничтожением в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на среду обитания. Поэтому главной целью человечества является охрана зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные книги всех государств.
|
Работа в группе: обсуждают и выполняют задания в карточках | ||||||||||||||||||||
Физминутка | ||||||||||||||||||||||
Защита ответов
– Вы вспомнили, что первыми на Земле появились дикие животные. – А где жили и живут и кто о них заботится расскажут ребята 4-й группы. (начать с 4-й группы) – Какие животные относятся к домашним, нам расскажет 1-я группа. – С давних времен человек одомашнил дикого зверя, чтобы получать от них пищу. Давайте проверим, знают ли ребята 2-й группы из чего изготовлены и какие животные дают данные продукты и вещи. – Человек всегда был благодарен своим животным. Ребята 3-й группы расскажут какие правила ухода за животными составили. (После сообщения.) – Ребята, а какие домашние животные есть у вас? –Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. – Откройте учебник на стр. 94 и рассмотрите рисунок сколько разных пород собак вывел человек. Как вы думаете для чего? Давайте прочитаем, как нужно вести себя с собаками. Могут ли домашние животные стать дикими? – Мы в ответе за тех, кого приручили. Животные – наши друзья, а к друзьям надо относиться бережно, с любовью. |
Работа групп
Коллективное обсуждение и чтение |
|||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | – Для расширения кругозора поиграем в игру.
Фразеологический зверинец – Характеры людей не зря сравнивают с животными. В племенах индейцев при рождении ребенку не давали имя. К нему 2 года присматривались и сравнивали с повадками животного, на которого он похож. И только тогда давали имя. Например: «Быстрый сокол» – Я хочу предложить вам в парах выполнить задание, в котором нужно закончить фразеологический оборот.
|
Работа в парах. Обсуждают, выполняют задание
Самопроверка по эталону.
|
||||||||||||||||||||
VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | – А сейчас мне хочется проверить, как вы усвоили изученный материал. Произошла ошибка. Все признаки перепутались. 1-й вариант выбирает признаки диких животных. Для этого зачеркните «лишнее».
Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве. Рефлексия: Отметили все признаки – «5». Пропустили один признак – «4» |
Индивидуально (взаимопроверка по эталону)
Оценивание |
||||||||||||||||||||
VIII. Включение в систему знаний повторение | – Вернемся к задачам нашего сегодняшнего урока.
– Удалось ли решить нам задачи, поставленные на уроке? |
Коллективно | ||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия | – Я узнал…
– Меня удивило… – Мне интересно… |
Фронтально: анализируют и осмысливают, проговаривают достижения. | ||||||||||||||||||||
X. Домашнее задание | 1. Подготовить сообщение о домашнее или диком животном (выбрать по желанию)
2. Прочитать стр. 82 – 83. |
Коллективно
Слушают и записывают |
Разделить животных на две группы
Ёж, корова, лошадь, лиса, баран, медведь.
|
Разделить животных на две группы
Ёж, корова, лошадь, лиса, баран, медведь.
|
1-й вариант
Выбирать признаки диких животных. Для этого зачеркнуть «лишнее». Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве. |
2-й вариант
Выбирать признаки домашних животных. Для этого зачеркнуть «лишнее». Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве. |
Составьте фразеологический оборот.
Здоров как сорока Упрям как свинья Труслив как бык Грязный как осел Болтлив как заяц |