Дикие и домашние животные

(Окружающий мир. 2 класс)

Сирина ФАХЕРТДИНОВА,

учитель начальных классов гимназии №10 г. Зеленодольска

Цель: создание условий для осознания и выявления знаний о характерных признаках диких и домашних животных.

Планируемые результаты:

предметные:

– научиться различать группы диких (зверей) и домашних: приводить соответствующие примеры;

– познакомиться с основными правилами ухода за домашними животными;

личностные: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, осознание того, что домашние животные требуют к себе проявления внимания и заботы.

Метапредметные:

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют учебные действия в соответствии с заданием;

познавательные:

учить добывать информацию из учебника, текста, иллюстраций, презентации;

– использовать жизненный опыт;

– работать с дополнительной литературой;

– формировать умение сравнивать, находить характерные признаки отличия животных, составляют сообщение по плану;

коммуникативные:

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

– осуществлять совместную деятельность в группах,  высказывать свою точку зрения при работе в группе, в парах;

– аргументировать, доносить свою позицию до других, готовить ответы на вопросы.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 2 класс), карточки, мультимедийное оборудование.

Технологическая карта  урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – Тихо сядьте. Приступим к работе. Желаю всем удачи.

– Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

– Ребята, скажите, о ком сегодня мы будем говорить  на уроке?

Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям
II. Актуализация знаний  – А вот о каких животных мы будем говорить, узнаете, когда поработаете в парах. Я предлагаю вам животных, перечисленных на карточках, разделить на две группы.

– На какие группы вы разделили?

Работа в парах

 

Самопроверка

III. Постановка учебной задачи – Определите тему нашего урока.

Тема. Дикие и домашние животные. (Слайд)

– А что вы знаете о домашних и диких животных?

– А как вы думаете, достаточно ли этих знаний?

– Откуда мы можем взять информацию о животных?

– Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

Задачи:

– узнать о характерных признаках домашних и диких животных;

– научиться отличать диких и домашних животных;

– познакомиться с правилами ухода за домашними животными.

Фронтально.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Коллективно Ставят задачи на урок

IV. Построение проекта решения задач – Как вы думаете, всегда ли существовали домашние животные?

– Давайте вернемся мысленно в давние времена, когда на планете Земля не было домашних животных.

– Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Потом Человек обуздал дикую лошадь, приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика.

– Итак, чтобы решить задачи урока  и открыть новые знания, вы будете самостоятельно работать в группах. Помните о правилах работы в группе.

Индивидуально (выступление ученика)
V. Освоение нового материала (этап реализации построенного проекта)

 

– Работать в группах нужно по плану:

Прочитать текст.

Ответить на вопросы.

Подготовить рассказ.

1-я группа. Сообщение о домашних животных.

Прочитайте в тексте учебника 2-й абзац на стр. 92 и ответьте на вопросы.

Животные Домашние
Где живут?  
Как домашние животные помогают человеку?  
Как человек о них заботится?  
Приведите примеры.  

 

2-я группа. Подготовить информацию о том, какие продукты и вещи дают домашние животные.

Сыр

Яйцо           курица

Сметана     овца

Варежки     корова

Мед              коза

Йогурт

Масло       пчелы

Шарф

3-я группа. Изменить текст так, чтобы получились правила ухода за домашними животными. Дополните его своими правилами.

Человек постоянно заботится о домашних животных, кормит, чистит, следит за  здоровьем домашних животных. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.               

4-я группа. Подготовить сообщение о диких животных.

Большинство животных проживают в дикой природе: лесах, лугах, полях, реках. Они получили название «дикие звери». Многие из них — это опасные животные, хищники. Но всех их объединяет одна цель — выживание, за которую они постоянно борются. Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные — сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. К диким животным, обитающим в наших лесах, относятся — белка, волк, медведь, лось, дикий кабан, заяц и многие другие.

На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с его целенаправленным уничтожением в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на среду обитания. Поэтому главной целью человечества является охрана зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные книги всех государств.

 

Животные Дикие
Где обитают?  
Отличаются от домашних животных?  
Приведите примеры.  
Охраняются дикие животные человеком?  
Работа в группе: обсуждают и выполняют задания в карточках
Физминутка    
  Защита ответов

– Вы вспомнили, что первыми на Земле появились дикие животные.

– А где жили и живут и кто о них заботится расскажут ребята 4-й группы. (начать с 4-й группы)

– Какие животные относятся к домашним, нам расскажет 1-я группа.

– С давних времен человек одомашнил дикого зверя, чтобы получать от них пищу. Давайте проверим, знают ли ребята 2-й группы из чего  изготовлены и какие животные  дают данные продукты и вещи.

– Человек всегда был благодарен своим животным. Ребята 3-й группы расскажут какие правила ухода за животными составили.                                 (После сообщения.)

– Ребята, а какие домашние животные есть у вас?

Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные.

– Откройте учебник на стр. 94 и рассмотрите рисунок сколько разных пород собак вывел человек. Как вы думаете для чего? Давайте прочитаем, как нужно вести себя с собаками.

Могут ли домашние животные стать дикими?

– Мы в ответе за тех, кого приручили. Животные – наши друзья, а к друзьям надо относиться бережно, с любовью.

Работа групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективное обсуждение и чтение

VI. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи Для расширения кругозора поиграем в игру.

Фразеологический зверинец

– Характеры людей не зря сравнивают с животными.

В племенах индейцев при  рождении ребенку не давали имя. К нему 2 года присматривались и сравнивали с повадками животного, на которого он похож. И только тогда давали имя. Например: «Быстрый сокол»

– Я хочу предложить вам в парах выполнить задание, в котором нужно закончить фразеологический оборот.

Голоден как…………волк
Здоров как …………..бык
Колючий как………..еж
Упрям как……………осел
Хитёр как……………лиса
Труслив как…………заяц
Грязный как………..свинья
Болтлив как…………сорока
Волк
Бык
Ёж
Осёл
Лиса
Заяц
Свинья
Сорока
 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Обсуждают, выполняют задание

 

Самопроверка по эталону.

 

 

VII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону – А сейчас мне хочется проверить, как вы усвоили изученный материал. Произошла ошибка. Все признаки перепутались. 1-й вариант выбирает признаки диких животных. Для этого зачеркните «лишнее».

Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве.

Рефлексия:

Отметили все признаки – «5».

Пропустили один признак – «4»

Индивидуально  (взаимопроверка по эталону)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание

VIII. Включение в систему знаний повторение – Вернемся к задачам нашего сегодняшнего урока.

– Удалось ли решить нам задачи, поставленные на уроке?

Коллективно
IX. Рефлексия – Я  узнал…

– Меня удивило…

– Мне интересно…

Фронтально: анализируют и осмысливают, проговаривают достижения.
X. Домашнее задание 1. Подготовить сообщение о домашнее или диком животном (выбрать по желанию)

2. Прочитать стр. 82 – 83.

Коллективно

 Слушают и записывают

 

Разделить животных на две группы

Ёж, корова, лошадь, лиса, баран,   медведь.

 

Разделить животных на две группы

Ёж, корова, лошадь, лиса, баран,   медведь.

 

 

1-й вариант

Выбирать признаки диких животных. Для этого зачеркнуть «лишнее».

Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве.

2-й вариант

Выбирать признаки домашних животных. Для этого зачеркнуть «лишнее».

Живет в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жилье. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве.

   

 

Составьте фразеологический оборот.

Здоров как                                               сорока

Упрям  как                                          свинья

Труслив как                                                бык

Грязный как                                                осел

Болтлив как                                                 заяц