Приключение белой пешки
(Квест-игра для учащихся I класса)
Татьяна ЧЕРНОВА,
учитель начальных классов технологического лицея «Алгоритм» д. Куюки Пестречинского района
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей начальной школы
Задачи:
– закреплять знания о шахматных фигурах;
– развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
– воспитывать интерес к шахматам, уверенность в своих силах.
Оборудование: шахматные фигуры, шахматная доска, шахматы, раскраски.
Ход игры
Белая пешка. Ребята, помогите мне, пожалуйста добраться до своего войска. Меня украла чёрная ладья, но я сбежала. К сожалению, я не знаю как добраться до своих белых фигур и прошу помощи у вас. Я вижу, что вы –самые отважные ребята и сможете мне помочь добраться до войска. Завтра мы, белые фигуры, будем сражаться с чёрными фигурами. И если я не успею добраться, то подведу своего короля.
Воспитатель.Ну что, ребята, выручим белую пешку?
Станция «Отгадай-ка»
Белая пешка (берёт свёрток и видит, что там написаны загадки.) Ребята, чтобы узнать, куда двигаться дальше нужно отгадать загадки.
- Король с королевой живут без корон
Ладья без вёсел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки,
А рядом не человечки? (Шахматы)
- Так от края и до края может двигаться она
Это башня боевая неуклюжа, но сильна. (Ладья)
- Прыгнет он – подкова звяк,
Необычный каждый шаг,
Буква «Г» и так и сяк. (Конь)
- Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку –
Прекращается игра. (Шахматный король)
Станция «Спортивная»
Физминутка
Исходное положение (сидя на стуле)
Раз и два, и три, четыре! (руки поочередно: вверх, затем на плечи)
Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)
Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)
Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)
Засиделся, застоялся (руки на плечи)
В шахматы так заигрался, (вращения вперед-назад)
Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)
Отдохнула голова. (вращение головы)
Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения)
Охватить нам нужно всех. (для глаз)
Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)
И про друга не забыть! (погладить соседа)
Побежали наши ножки (имитация бега)
Вперед, по шахматным дорожкам!
Станция «Шахматная доска»
(На полу лежит большая шахматная доска и разбросанные шахматы.)
Белая пешка. Ребята, как вы думаете, что здесь произошло? (Ответы детей.) Помогите расставить правильно фигуры. (Дети расставляют шахматы.)
Воспитатель. Ребята. посмотрите, мы всё правильно расставили, но чего же на доске не хватает? (Белой пешки.)
Станция игра «Да»-«Нет»
Воспитатель. Согласны ли вы, что: …
– каждое шахматное поле квадратное?
– шахматное поле больше шахматной доски?
– белых полей больше, чем чёрных?
– чёрных и белых полей поровну?
Станция «Финальная»
Белая пешка. Ребята, огромное вам спасибо, что помогли мне добраться домой, в шахматное королевство. И в награду за это я вам подарю раскраски шахматных фигур, что бы вы помнили меня и никогда не забывали. (Дети раскрашивают фигурки.)