Кладоискатели

 

(Игра-путешествие в подготовительной группе с русскими ребятами)

Расима РАХИМОВА,

воспитатель по обучению детей татарскому языку высшей квалификационной категории детского сада №14 «Сказка» г. Нурлат

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели:

– научить детей понимать и общаться на татарском языке, применяя информационно-коммуникативные технологии, игровую деятельность, наглядность;

– развитие художественно-эстетических способностей, формирование творческой индивидуальности;

– знакомить с основными видами татарского орнамента.

Задачи:

образовательные: закрепить цвета: желтый, красный, зеленый, синий, белый (сары, кызыл, яшел, зәңгәр, ак), названия животных: заяц, лиса, собака, кошка, медведь, ежик, мышь, утка, петух, волк (куян, төлке, эт, песи, аю, керпе, тычкан, үрдәк, әтәч, бүре), слова действий: прыгаю, танцую, кушаю, сплю, играю, пью, катаюсь на санках, бегу, пою (сикерәм, биим, ашыйм, йоклыйм, уйныйм, эчәм, чана шуам, йөгерәм, җырлыйм), слова: куда идешь? (кая барасың?), счет до 10 (10 га кадәрге саннар). Закрепление названия татарских национальных орнаментов (колокольчик, тюльпан, пион, шиповник, листья, гвоздика);

развивающие:

– создать условия для развития познавательного интереса к играм;

– способствовать формированию правильного произношения слов и предложений на татарском языке;

– формировать речевые способности и повысить словарный запас детей;

воспитательные:

– воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину, свой народ; уважительного отношения к культуре, традициям татарского народа.

– создать условия для воспитания интереса к татарскому языку и дружеских отношений со сверстниками;

– умение помогать друг-другу в жизненных ситуациях.

Методы:

наглядные: демонстрация наглядных пособий, слайдов;

словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми;

игровые: воображаемая ситуация, дидактическая игра, кукольный театр, танец;

практические: моделирование.

Приемы:

наглядные: показ образца.

игровые: создание игровой ситуации.

словесные:вопросы к детям, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Предварительная работа: разучивание песни «Әйдәгез, биибез!»; беседы и рассматривание альбомов про Республику Татарстан, город Казань; игровая ситуация «Үзең турында сөйлә».

Оборудование: ноутбук, экран, видео про Казань, куклы- би-бо-бо,фон кукольного театра “Әкият”, видео- письмо от Алсу и Азата, коробка для отпр. посылки, игра: “Укрась одежду”, игра “Волшебный ковер-самолет”, карта, компас, красная сумочка, диск, интерактивная игра “Укрась одежду”, фото детского сада “Сказка”, сундук, 10 шт. гелевых шаров.

Ход мероприятия

Приветствие.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Расима Гасымовна, а ваши имена я вижу на бейджиках.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель. Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез!

Воспитатель. Хәлләр ничек?

Дети. Әйбәт, рәхмәт.

Воспитатель. Я очень рада видеть вас! Хотите со мной поиграть?

Дети. Да

Воспитатель. А вы знаете,  у меня есть мечта. А вы любите мечтать?

Дети. Да.

Воспитатель. А я мечтаю найти большой клад! Только одной не интересно. Вы мне поможете найти его? (Ответ детей.) Давайте, вместе искать клад. А раз мы отправляемся искать клад, что надо взять с собой? (Компас.) Правильно, ребята. Мы с собой возьмем компас. У меня в сумочке есть карта, сейчас я вам её покажу. А где же она? Ой-ой-ой. Где же она. Наверное, я её потеряла,  когда спешила к вам. Ребята, помогите мне сумку найти, она была красного цвета. (Дети говорят на татарском языке «кызыл сумка». Дети ищут и находят сумку.)

Воспитатель. Молодцы, быстро нашли. Доставайте карту. Смотрите, ребята, здесь что-то нарисовано. Как вы думаете, что это?

Дети. Это город Казань.

Воспитатель. Как вы узнали, что это город Казань? (Ответы детей.) А как вы думаете, где здесь спрятан клад?

Дети. Клад находится в кукольном театре.

Воспитатель. Вот где зарыт клад! В кукольном театре! Хотите туда отправиться? Как же мы туда доберемся? (Ответы детей.)

Ребята, послушайте загадку:

В сказке может он летать,

Дома украшением стать.

Что это? (Ответы детей.) Да, это ковер-самолет. Значит, на чем мы полетим? (На ковре-самолете.)

Воспитатель. Где же мой ковер-самолет? (Вместе находят.) Ой, ребята, смотрите, что же случилось с ним? (Ответы детей.) Да, испортился, весь дырявый. Что же нам делать? Нам надо лететь! (Ответы детей.) Правильно, его надо зашить. Чем можно зашить? (Ответы детей.) А у нас остались кусочки от ковра! Ребятки поищите! (Дети ищут и находят части ковра в виде различных татарских национальных орнаментов разного цвета и говорят орнамент и цвет на татарском языке.)

Воспитатель. Молодцы! Вот вы ковер и  починили, можно и лететь. Занимайте места на ковре-самолете. Только садиться нужно по очереди. Этот ковер волшебный, перед тем как сесть на ковер, надо сказать, волшебные слова: кил монда, утыр, рәхмәт. (Дети по очереди приглашают друг-друга. На экране показ видео про Казань.)

Воспитатель. Кая барасың? Куда мы с вами летим? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, над территорией какой республики мы пролетаем? (Татарстан.)

Воспитатель. Казан нинди?

Дети. Казан матур, зур.

Воспитатель. Казанда нәрсә бар? Что есть в городе Казани? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вот мы и оказались в городе Казани, сейчас мы с вами пойдем  в кукольный театр «Әкият». Ой, ребята, здесь закрыто. Что будем делать? А давайте сами поиграем в кукольный театр. Вот здесь и игрушки есть, возьмите какую хотите игрушку. Давайте превратимся в зверей и расскажем, кто я, какой я, что делаю. Воспитатель надевает игрушку-перчатку на руку и говорит голосом игрушки: Мин – аю, мин зур, матур, чиста. Мин йоклыйм. (Уен ситуациясе «Үзең турында сөйлә».) А теперь расскажите друг другу (ответы детей). Молодцы, давайте  вместе потанцуем. Әйдәгез, биибез. (“Җырлы-биюле уен: “Әйдәгез, биибез!”аудио №24часть.) 

Воспитатель. Смотрите, здесь еще что-то есть. (Находят диск.) Давайте его посмотрим.

Воспитатель. Это видео-письмо от Алсу и Азата. Они – наши друзья. (Демонстрация на экране видео-письма.)

Воспитатель. Ребята, надо им помочь, как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Прежде чем заняться каким-то делом, мы должны этому делу научиться. У меня есть как раз такая игра. (Воспитатель на экране объясняет, как правильно украшать орнаментами одежду.)

Игра «Укрась платье» (На экране. Вместе с детьми.)

Воспитатель. Молодцы! Вот мы и научились. В Казани есть много мастерских. Давайте зайдем в одну из мастерских, которая называется «Умелые ручки» и украсим наряды для Алсу и Азата. Возьмите себе заготовки одежды и коробочки с татарскими национальными орнаментами. (Дети сами выбирают.)

Воспитатель. Ребята, перед вами разные орнаменты, возьмите их и начинайте украшать. Когда приклеиваете, прижимайте сильно руками этот орнамент.

Воспитатель (по ходу работы детей спрашивает). Даша, как называется твоя одежда: тюбетейка, калфак, ичиги, камзол, фартук, платье; какие татарские национальные орнаменты (колокольчик, тюльпан, пион, шиповник, листья, гвоздика) вы использовали; какого цвета твоя одежда (желтый, красный, зеленый, синий, белый (сары, кызыл, яшел, зәңгәр, ак)?

Воспитатель. Молодцы, ребята! Покажите друг другу, как вы постарались. Как вы думаете, Азату и Алсу они понравятся? (Ответы детей.) Возьмите ваши наряды и положите в посылку. После занятия я зайду на почту и отправлю эту посылку нашим друзьям. После работы мастерскую нужно привести в порядок. (Дети уносят на место остатки орнаментов.) Ребята, что здесь лежит? (На столе в мастерской дети находят карту с изображением детского сада.)

Воспитатель. Что здесь изображено?

Дети. Нарисовано на карте прямоугольник, желтый цвет, замок, татарские орнаменты и фотография детского сада «Сказка».

Воспитатель. Клад-то оказывается в моем детском саду? Этот детский сад называется «Сказка», в котором зарыт клад. А как называется ваш детский сад? Как зовут ваших воспитателей?

Давайте быстрей отправимся обратно в путь, ковер-самолет нас быстро доставит в детский сад. (Видеозапись леса со звуком птиц. На экране фото детского сада «Сказка».)

Воспитатель. Вот мы и прилетели в детский сад. Давайте, поищем сундук.

(Дети находят сундук желтого цвета.)

Воспитатель. Ай, вот мы и нашли сундук. А что интересно внутри сундука? (Ответы детей.) Здесь замок. Для того, чтобы его открыть вам надо посчитать до десяти на татарском языке. (Дети считают и открывают  вместе сундук. А там гелевые шары разного цвета, дети говорят цвета на татарском языке и воспитатель им дарит шары.)

Воспитатель. Вот мы и нашли клад, вы – настоящие кладоискатели! Ребята, что нового узнали сегодня? Какое доброе дело мы сделали? Кому расскажете об этом? (Ответы детей.) Ребята, а я тоже нашла клад – это вы, мой самый большой клад. Я вас очень люблю, вы такие молодцы. До свидания, ребята! Сау булыгыз, балалар!