Красивая речь – залог успеха в будущем

Эльвира АМЕРХАНОВА,

учитель-логопед Стародрожжановского детского сада №1 «Солнышко»» Дрожжановского  района

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Благодаря речи мы воспринимаем окружающую нас действительность. Речь не является врожденной способностью человека, она  формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус были также достаточно развиты. Работа  учителя-логопеда в детском саду направлена на своевременное выявление и  исправление дефектов речи детей. Ведь даже самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток.  Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, появляется неуверенность в себе.  В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребенок получал новые яркие впечатления, надо создать такую обстановку вокруг малыша, которая бы максимально способствовала развитию движений и речи, а не задерживала его физическое и психическое развитие. Многие родители делают ошибку, стараясь подлаживаться под детский язык и коверкая слова, почему-то полагая, что такая речь более понятна ребенку. На консультациях с родителями советуем как можно больше общаться со своим ребенком. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. И от того, насколько активными и заинтересованными в общении будут родители, зависит пассивный словарь ребенка, из которого впоследствии развивается активный словарь. Обычно к 4 – 5 годам все возрастные неправильности речи исчезают, но это во многом зависит от правильности речи взрослых. Поэтому малыша надо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи.

На логопедические занятия отбираем детей подготовительной и старшей группы, имеющих простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. В нашем саду проводим два вида логопедических занятий: подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия – 15 – 20 минут. Оптимальное количество детей на подгрупповом занятии – 5 – 6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка. При обследовании обычно различаем  три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН – фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР – общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня – от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 2 – 3 раз в неделю индивидуальных занятий  по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев. Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2 – 3 раза в неделю или сочетать подгрупповые занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6 – 9 месяцев. Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий 3 – 4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на подгрупповых занятиях. Основными задачами подгрупповых занятий являются,

во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи;

во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова;

в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и,

в-четвертых, развитие связной речи.  Продолжительность занятий 1 – 2 года.

На каждое занятие дети бегут с удовольствием. Ведь каждое занятие это увлекательная игра. Вместе учим «непослушный язычок» цокать «лошадкой», жужжать «жуком», вытягиваться «грибочком». Вместе  придумываем сказочные персонажи, красиво пересказываем сказки, стихи. Вместе радуемся каждому достижению. Но в основном учителю – логопеду не обойтись без совместной работы с родителями. Для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Занятия не должны носить принудительный характер. Своевременное выполнение всех советов, домашних заданий учителя-логопеда дает хорошие результаты. Дислалия, ФФН или ОНР – со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!