Методические рекомендации при изучении орфограммы «Безударная гласная в корне слова»

 

Анастасия ЮЩИК,

учитель русского языка и литературы лицея № 131 г. Казани

Мои советы подойдут, скорее всего, для начинающих учителей русского языка, потому что тот, кто хотя бы пару лет поработал в среднем звене, уже сам пришёл к аналогичным выводам. Тема безударной гласной в корне начинает изучаться ещё в начальной школе: для одной категории слов дети заводят словарик, в который каждый урок вносят по 1 – 2 слова из разряда таких, как «пенал» или «сорока», а потом пишут словарные диктанты по ним. Здесь речь идёт в большинстве случаев о непроверяемой гласной корня. При работе с другой категорией слов дети учатся составлять словообразовательные гнёзда,  подбирая тем самым однокоренные слова, в которых проблемная гласная была бы под ударением. Например, слова «очарование» и «чары», «впечатление» и «печать». Подобная работа требует хорошего словарного запаса, чтобы видеть одно и то же  значение в совершенно разноплановых словах. Например, в моей практике не раз буквально на пальцах, жестами приходилось создавать перед глазами детей визуализацию того, что слова «объятия», «понимать» и «занять» имеют общий корень, у них есть точки соприкосновения в лексическом значении. Корни -я-/-ним-/-ня— объединяет значение чего-то целого, неделимого: так, слово «объятия» за счёт приставки -об в том числе даёт нам картинку человека, замкнутого в кольцо наших рук, а значение глагола «понимать» позволяет представить некий имеющийся багаж знаний, некий объём осознанной информации, который заключён в этом -ним-, и вот уже глагол «занять» дети сами расшифровывают, как некое действие, при котором сторонний человек просит нас отдать часть от целого, от накопленного объёма денег. В такие моменты проявляется магия языка, проступает всё его очарование, и ученик начинает вглядываться и вдумываться в те слова, которые ему были знакомы давно, но он их как будто бы и не осознавал вовсе.

В последнем примере я коснулась группы корней с чередованием гласной. А уж эта тема часто оказывается трудной даже для учащихся 10 – 11 классов, а ведь в ЕГЭ именно безударной гласной в корне отведено целое отдельное задание №9 (по образцу КИМ 2022 года). Я долго не могла понять, почему такая, казалось бы, относительно несложная тема так трудно даётся детям. И видя очередные изменения в №9 задании ЕГЭ на 2023 год (слова снова будут даны с пропуском букв в корне), я делаю вывод, что ситуация не меняется. Для себя я нашла такой ответ: проблема в том, что дети часто даже не видят границы корня, не учитывают возможности его вариативности, приписывают составу корня части приставок или суффиксов. Иными словами, западает морфемное членение. Когда я для себя это определила, мне стало совершенно ясно, почему так часто ученик, слово в слово выучивший правило, не в состоянии применить его на практике. Без чёткого понимания структуры слова, его морфемного членения ребёнок просто не знает, к какой части слова можно применить это правило. Например, если в слове «зачинатель» ученик выделяет целиком корень и нулевое окончание, не вникая в его смысл и не задавая самому себе вопроса, от чего оно образовано, то он рискует ошибиться и с выбором гласной после [ч], и с выбором гласной после [з], так как для него оно видится абракадаброй с кучей непроверяемых гласных. Так что начинать решать эту проблему надо с наработки навыка подбора родственных слов и морфемного разбора. Ситуация усложняется тем, что членение слова на морфемы в современном языке может сильно отличаться от этимологического морфемного состава. Но проблема в том, что для изучения орфографии нужно именно этимологическое морфемное членение, то есть разбор с пониманием происхождения слова. Например, слово «объём». Если пытливый ученик попытается обратиться к интернет-источникам в поисках морфемного состава этого слова, то, например, по первой же ссылке sostav.textologia.ru увидит следующее: слово «oбъём» состоит из корня и нулевого окончания. При этом этимологический словарь Н.МШанского. даёт такой комментарий: производное от объять, обойму. Буквально  «всё, что может быть охвачено сразу» (руками, глазами). Для сравнения приводятся слова «обойма» и «обнять». В этимологическом онлайн-словаре Семёнова А.В. говорится, что слово «объём» возникло в русском языке в конце XII – начале XIII века. Это слово происходит от глагола «яти», то есть «брать», который с течением времени превратился в «объять» (взять, охватить). Самое интересное, что человеку, который знает этимологический состав слова «объём», совершенно ясно, почему в нём пишется твёрдый знак. Твёрдый знак в нём пишется по той же причине, что и в других русскоязычных словах: после русскоязычной приставки «ОБ-» перед Е, Ё, Ю, Я. И уже нет необходимости запоминать его как какое-то исключение.

Однако хотелось бы поближе коснуться темы чередующихся гласных в корне. В преподавании этой темы наблюдается вопиющая бессистемность. Мало того, что изучение проблемной гласной в корне слова растягивается на 5 и 6 класс, так ещё и даётся не полностью: из корней с чередованием в 6-ом классе даются только корни -кас-/-кос- и -гор-/-гар-, а в 5 классе об их существовании вообще не упоминается, однако в текстах дети с ними сталкиваются и пытаются безуспешно их проверять. Седьмой класс сосредоточен на изучении причастия, деепричастия, наречия и служебных частей речи. Восьмой и девятый классы посвящёны синтаксису и пунктуации, а в 10 – 11 классах, которые вообще-то не подразумевают изучения чего-то принципиально нового в области русского языка, внезапно происходит попытка систематизации и детям выдаётся полный список корней с чередованием. Но уже поздно – переучивать сложнее, чем сразу дать материал так, чтобы он усвоился. В своей педагогической практике, преподавая на курсах для поступающих, у меня была возможность поэкспериментировать и посмотреть, как усваивается материал о проблемной гласной в корне у детей 5 класса, если давать его сразу в виде тройственной схемы:

  1. Безударная гласная в корне, которую можно проверить ударением.
  2. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
  3. Безударная гласная в корне, которую нельзя проверять, а нужно, исключив омонимичные корни, следовать определённому алгоритму:

а) либо ориентироваться на положение ударения (-гор-/-гар-; -зор-/-зар-; -твор-/-твар-; -клон-/-клан);

б) либо ориентироваться на наличие или отсутствие суффикса -а- за корнем (-бер-/-бир-; -мер-/-мир- и другие);

в) либо ориентироваться на характер согласной в корне (-раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/-лож-; -скак-/-скоч-);

г) либо ориентироваться на лексическое значение корня (-мак-/-мок-; -равн-/-ровн-).

Итог наблюдения следующий: материал усваивается прекрасно. После такой подачи с 9-м заданием в формате ЕГЭ справляется даже пятиклассник. А вот когда в 10 – 11 классе предлагаешь ученикам начать разбираться с этой темой с различения проверяемых и непроверяемых гласных в корне, они не принимают её всерьёз, им кажется, что их время занимают элементарными вопросами, в которых они разобрались ещё в начальной школе и среднем звене, даже не подозревая о том, какой объём информации от них ускользнул.