Интеллект-карта как средство обучения русскоговорящих детей дошкольного возраста татарскому языку
Светлана СМИРНОВА, Елена ОРЛОВА,
воспитатели детского сада №230 г. Казани
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в обучении русскоговорящих детей дошкольного возраста татарскому языку стал для нас метод интеллект-карты.
Интеллект-карты – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Он провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга. Интеллект-карта напоминает нейрон с множеством ответвлений.
Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга. Левополушарное мышление считается абстрактнологическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Правополушарное мышление является нагляднообразным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.
Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института В.М.Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как речевые,так и творческие способности детей, активизируется мышление. Данный метод помогает ребенку быстро запомнить новые слова и составить самостоятельно небольшие предложения на татарском языке, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В своей педагогической практике применяем интеллект-карты уже не один год.
Работу, по применению интеллект-карты начинаем с младшей группы 3 – 4 года, карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. По обучению детей татарскому языку применяем её внескольких направлениях:
– сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
– закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
1-й вариант
– обозначается тема занятия, например, «Овощи»;
– дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме;
– к каждому существительному подбираются слова-признаки.
2-й вариант
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
– развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Работая по карте:
– задавайте больше вопросов;
– обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
– беседуйте по карте;
– составляйте рассказы;
– добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте.
Карта может быть:
– проходить красной линией через все занятие;
– поэтапно составляться в течение проекта;
– итоговой работой (обобщение полученных знаний);
– использоваться во время индивидуальной работы с ребенком;
– совместно родителями с детьми дома (после мастер класса на родительском собрании).
Предварительная работа воспитателей или родителей перед составлением с детьми карты
- Выбрать основную тему, по которой будет составляться интеллект-карта. Например, урожай. Подобрать иллюстрацию с изображением урожая (в корзине овощи и фрукты).
- Далее определяем микротемы – что дети должны усвоить по выбранной нами основной теме. Например, растут в саду; на грядке – овощи; На деревьях – фрукты. Подбираем картинку к каждой микротеме и размещаем их вокруг основной.
- Разбиваем каждую микротему отдельно на под темы и подбираем для них иллюстрации. Например, овощи: картошка, морковь, огурец, помидор, лук, капуста, перец, репа, свекла. Фрукты: яблоко, груша. Определить у каждого овоща и фрукта – цвет, форму (на какую геометрическую фигуру похож), размер (большой или маленький), какой по вкусу (кислый, сладкий, горький) т.д.
Предложенный нами вариант не идеален. При составлении интеллект-карты обязательно нужно учитывать возраст детей, от этого будет зависеть наполняемость интеллект карты. Например, в младшей группе, когда дети учатся составлять интеллект-карту, можно использовать паровозик с вагончиками где окна пустые. В окно паровоза мы ставим картинку по основной теме, например, «Яблоко». Далее в первый вагон помещаем картинку с изображением круга (форма яблока). Во второй вагон цвет красный, желтый, зеленый. В третий вагон картинку с изображением яблони с яблоками. В четвертый вагон, что делают из яблок (сок, пюре, варенье, пирог с яблоками). Весь процесс составления интеллект карты проходит в игровой форме, что соответствует ФГОС. Интеллект карта позволяет детям легко и качественно усвоить новые слова, закрепить пройденный материал в игровой форме. Это веселый и увлекательный процесс, в который в нашей группе вовлечены дети, воспитатели и родители.
Использование в работе метода интеллект-карт позволило нам достичь положительной динамики в речевом развитии:
– пополнился словарный запас;
– научились самостоятельно составлять предложения;
– улучшилась лексико-грамматическая структура речи;
– дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни;
– с ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод. Считаем – данный инновационный метод является универсальным средством при обучении русскоговорящих детей татарскому языку. Так как он способствует быстрому запоминанию новых слов, помогает ребенку самостоятельно с опорой на интеллект-карту составить предложение или небольшой рассказ.