Играем, правила дорожные изучаем!
(Занятие в средней группе)
Алсу РИЗАЕВА,
воспитатель I квалификационной категории Рыбно-Слободского детского сада «Йолдыз»
Цели:
– продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, используя понятия: пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход;
– уточнить и расширить представления детей об улице, о работе светофора.
Задачи:
развивающие:
– развивать целенаправленное внимание, восприятие, умение ориентироваться в пространстве;
– развивать познавательную активность как участника дорожного движения;
воспитательные:
– воспитывать культуру поведения на улице;
– воспитывать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания в повседневной жизни;
образовательные:
– познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами;
– выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах.
Ход занятия
Воспитатель.
Эй, ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко
– Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему селу. Как называется наше село? Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
– Как сейчас мы называемся?
Дети. Пешеходы.
Воспитатель. Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. А кто знает, как называется дорога, по которой ездят машины?
Дети. Проезжая часть.
Воспитатель. А какие виды транспорта вы знаете?
Дети. Воздушный, водный, наземный.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А по дороге какой вид транспорта движется? (Наземный.) А какие машины видели вы? (Легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы.)
Воспитатель. Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в водителей разных машин. Возьмите их и попробуйте ездить все вместе по проезжей части. (Дети ездят по дороге.)
Воспитатель. Вот вы едите и друг другу мешаете. Как вы думаете, почему? Что помогает нам избежать аварий? (Нам помогают дорожные знаки. Это потому, что есть чѐткие и строгие правила и знаки для водителей и пешеходов.)
Воспитатель. А какие знаки бывают? Давайте посмотрим, вспомним знаки, которые мы уже знаем.
- Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это – … («пешеходный переход»).
- Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, что означают сигналы светофора?
Дети. Красный сигнал – переходить дорогу нельзя, желтый – подождать, зеленый – можно идти.
Воспитатель. При переходе дороги по пешеходному переходу, посмотрите на наш светофор и будем переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.
- Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети. («Осторожно, дети!»)
- Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг – велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет. («Движение на велосипеде запрещено»)
(Презентация)
Воспитатель. Ребята, сейчас на нашей дороге есть и знаки, и светофор! Давайте снова возьмем машинки и проедем по дороге согласно сигналам светофора и дорожным знакам.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас предлагаю вам отдохнуть немного и поиграть.
Физкультминутка
Мы по улице гуляем
Вместе весело шагаем
Руки дружно поднимаем
К тротуару подошли.
Стоп, здесь переход!
Влево. Вправо посмотри
Ты же пешеход
Не машин, иди ты смело
Вот как правильно смогли
Мы дорогу перейти.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел!
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку … (светлячок).
Воспитатель. Правильно, это светлячок! Какая у светлячка особенность? (Светится в темноте.)
Воспитатель. А может человек светиться в темноте? (Ответы детей.)
Воспитатель. Когда раньше не было ни знаков, ни светофора, на дорогах было темно. Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал первый светоотражающий элемент и обозначил им обочины. А подсказала ему, как обезопасить передвижение и сохранить свое здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора березы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому березы стали сажать вдоль дорог, и они играли роль первых фликеров.
А сейчас, следуя по проезжей части днем, мы видим на всем ее протяжении совершенно обычные знаки. Но как только наступит темнота, знаки от света фар автомобилей вспыхивают яркими огнями. А почему они вспыхивают от света фар? (Ответы детей.)
Это потому что знаки покрыты светоотражающей краской. Такой эффект достигается с помощью напиленных на знак или дорожную разметку маленьких стеклянных шариков.
Потом человек задумался над тем, как же обозначить себя? И были придуманы световозвращающие ленты, повязки, брелоки и многое другое. А пешеходам помогают светоотражатели и фликеры.
Это специальные светоотражатели , которые приклеивают на одежду и человек в темноте становится заметным, когда на него светят фары автомобиля.
Ребята, фликеры бывают разными, это могут быть и браслеты, и значки, и брелоки-подвески, термонаклейки. Их можно разместить на рюкзаке, куртке, а также на руках в качестве браслета или на джинсах, а также на обуви. Они отражают свет в темноте и помогают увидеть пешехода в ночное время быстрее.
Рекомендуется крепить фликеры с двух сторон одежды и коляски, чтобы человек был виден обоим потокам движения.
Вот мы познакомились с фликером.
Воспитатель. Ребята, Светлячок передал коробку. Как вы думаете, в этой коробке темно или светло? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте представим, что в этой коробке у нас ночной город, с домами, дорогой, пешеходным переходом и пешеходом, представили?
А теперь я предлагаю посмотреть в нашу коробку, что вы видите?
Всё правильно одежда у нашего пешехода светиться, потому что она из светоотражающего материала, и водитель всегда сможет увидеть такого пешехода.
Для рабочих тоже нашивают светоотражающие полоски на комбинезоны, инспектора ГИБДД носят желтые жилетки, а для детей тоже пришивают такие отражатели прямо на одежду!
Воспитатель. Ребята, молодцы! А сейчас, давайте вспомним:
– На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
– Где пешеходы могут переходить улицу?
– Что защищает пешехода в тёмное время суток?
– Что такое «фликер» и для чего он нужен?
Воспитатель. Правильно, молодцы! Чтобы вы не забывали про безопасность на дорогах, Светлячок приготовил для вас подарки – значки-фликеры! Спасибо большое вам! Берегите себя!