Технология воспитание культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста
Технология воспитание культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста
Надежда ЕГОРОВА,
воспитатель детского сада №333 г. Казани
Понятие здоровья формировалось на протяжении столетий. Вначале это понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.
Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит наиболее критически. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благосостояния и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ считается в основном важной и актуальной на современном этапе развития общества.
Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным воспитание у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в дошкольных учреждениях чаще всего с этой целью используются активные досуги и занятия, а дидактическим играм, чтению специальной литературы уделяется недостаточное внимание.
Исходя из этого, нами была поставлена цель нашего исследования: выявить технологии и возможности воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования. Процесс воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технологии воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Процесс воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста может быть успешным, если будут использоваться разнообразные методы и технологии воспитания культуры здоровья у дошкольников.
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста;
– раскрыть особенности воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста;
– определить методы, средства и формы воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста;
– провести диагностику воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста;
– разработать методику воспитания культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы проводилась в билингвальном детском саду №333 г. Казани в средней группе. В исследовании принимали участие воспитанники среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет), количество испытуемых 20 человек, которых мы разделили на 2 группы, по 10 человек в каждой подгруппе.
Воспитание – одно из основных понятий в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае рассматривается как воспитательная работа.
Воспитание культуры здоровья – воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
– рациональный режим;
– правильное питание;
– рациональная двигательная активность;
– закаливание организма;
– сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие, крепкое здоровье у ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физкультурных занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности организма ребенка.
Мы разработали свою методику воспитания культуры здоровья в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.
В образовательной области «Физическая культура» включены несколько блоков. Одной из главных задач, которую ставит данная программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1-й этап – констатирующий эксперимент;
2-й этап – формирующий эксперимент;
3-й этап – контрольный эксперимент.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели беседы, в процессе которых выявили уровень сформированности культуры здоровья у детей средней группы.
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики.
Результаты исследования на констатирующем этапе по формированию культуры здоровья у дошкольников
Результат исследования экспериментальной группы с контрольной (в сравнении)
После опытной работы на констатирующем этапе эксперимента мы приступили к формирующему обследованию детей. На этом этапе мы использовали дидактические игры по изучению формирования культуры здоровья и бережного отношения к своему здоровью. Вся работа проводилась индивидуально с детьми 4 – 5 года жизни.
При обработке данных анализировали, насколько осознаны детьми понятия о культуре здоровья, и как нужно его беречь. Вся работа проводилась индивидуально с детьми седьмого года жизни.
Мы убедились, что результаты формирующего этапа эксперимента выше, чем констатирующего. Сравнивая показатели формирующего и констатирующего этапов эксперимента, мы установили, что после проведенной работы, обозначенной в программе формирующего этапа эксперимента по формированию культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста, имеющих средний уровень, увеличилось на 80%, детей с низким уровнем осознания нравственной нормы осталось лишь 20% .
Результаты исследования на формирующем этапе по формированию культуры здоровья у дошкольников
Результат исследования экспериментальной группы с контрольной (в сравнении)
Далее на контрольном этапе обследования, нами была проведена методика по выявлении уровня сформированности культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, она осуществлялась в ходе игровой деятельности.
Сравнительный график позволяет увидеть разницу в результатах исследования, что показывает положительные тенденции в формировании и воспитании культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста. Данный факт подтверждает, что формирование основ культуры здорового образа жизни у детей будет идти эффективнее при использовании разных форм и средств воспитательной работы.
Результаты исследования на контрольном этапе по формированию культуры здоровья у дошкольников
Результат исследования экспериментальной группы с контрольной (в сравнении)
Таким образом, наша опытно-экспериментальная работа доказала, что в процессе использования новых и современных технологий для обучения и воспитания культуры здоровья у среднего дошкольного возраста, будет осуществляться эффективнее при систематическом включении дидактических игр, бесед, развлечений, спортивных эстафет, утренних гимнастик и т.д. А именно, с помощью развлечений и игр дети среднего дошкольного возраста лучше усваивают правила соблюдения, укрепления и охраны собственного здоровья.