Национальная одежда татарского народа

Айгуль РАМАЗАНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Колокольчик» г. Заинска

Цель: создать положительный эмоциональный фон, закрепить полученные ранее знания о предметах национальной одежды.

Задачи:

познакомить с национальной одеждой татарского народа, продолжить знакомство с элементами национального орнамента;

– способствовать творческому применению сформированных умений и навыков по декоративному рисованию на силуэтах одежды, головных уборов, обуви;

– создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности.

Ход занятия

Исәнмесез, балалар!

– Исәнмесез!

– Хәлләрегез ничек?

– Яхшы. Рәхмәт.

(На экране появляется сундук.)

Воспитптель (читает стихотворение «Әбиемнең серле сандыгы» на фоне музыки).

Әбиемнең күңел сандыгы!

Нинди серләр саклый икән ул?

Гомер буе җыйган хәзинәме,

Әллә инде күңел бизәгеме,

Нинди серләр саклый икән ул?

Әбиемнең күңел сандыгын

Бер ачасы иде ачасы…

Есть  у бабушки – старушки

Очень маленький секрет:

Все в него упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки в деревне

Ветхий старенький … (сундук).

Воспитатель. Что же можно хранить в этом красивом расписном сундуке? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, может храниться и одежда, и предметы быта. Әйдәгез әле, сандыкны ачып карыйк! Юк, ачылмый.

Балалар, ягымлы сүзләр әйтсәк, бәлки ачылыр. Сез нинди ягымлы сүзләр беләсез? Какие вежливые слова вы знаете?

Дети. Исәнмесез, саубулыгыз, рәхмәт, хәлләр ничек.

Воспитатель.

Сандыгыбыз ачыла,

Могҗизалар башлана.

Сундучок открывается,

Чудеса начинаются.

(Из сундука воспитатель достает тюбетейку.)

Воспитатель. Балалар, бу нәрсә?

Дети. Түбәтәй.

Воспитатель. Карагыз әле, нинди матур түбәтәй. Матурмы? Посмотрите, как он красиво расшит бисером. Түбәтәйне кемнәр кия?

Дети. Абыйлар, бабайлар, малайлар.

Воспитатель (из сундука достает калфак). Бу нәрсә?

Дети. Калфак. Калфакны кызлар, апалар, әбиләр, әниләр кия.

(Выходят расказывать стихи 2 мальчика и 2 девочки.)

1-я девочка.

Как красиво и искусно

Вышит новый мой калфак

В белый жемчуг расшивала

Мастерица мой наряд.  

Разноцветные узоры,

1-й мальчик.

Всеми красками горя,

Украшают тюбетейку,

Тюбетейка и калфак –

Вместе. Замечательный наряд!

2-я девочка.

На меня вокруг все смотрят,

Как идет мне мой калфак.

«Ах, татарочка какая!» –

Все вокруг мне говорят.  

2-й мальчик.

Тюбетейку  я надену,

Песню звонко запою

И джигитом сразу стану

Лихо танцевать пойду.  

Вместе.

Тюбетейка и калфак –

Замечательный наряд!

Игра «Түбәтәй»

Камзул. Камзулны кемнәр кия? Эту одежду носят и мужчины и женщины. (әбиләр, бабайлар, әтиләр, әниләр, кызлар, малайлар).

Читек. Әйдәгез әле, түгәрәккә басыгыз. Станем в круг.

«Башмакчы» уены

Башмакчы.

Итек, читек, энә, без –

Матур итеп тегәбез,

Башмак башы чигәбез.

Кирәкмиме? Карагыз.

Балалар.

И башмакчы, башмакчы,

Үзең оста такмакчы.

Син сайрама, такмакчы,

Бир, киябез башмакны.

Воспитатель. Смотрите на экран. Игра «Чего не стало?». «Нәрсә юк?» уены.  Экранга карагыз әле. Бу нәрсә ?

Күзләрегезне йомыгыз, бишкә хәтле саныйбыз: 1, 2, 3, 4, 5. Ачыгыз, нәрсә юк? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сейчас у меня для вас будет необычное задание.

Мин сезгә карточкалар таратам, игътибар белән карагыз. «Нәрсә артык?» уены. Я вам раздам карточки, посмотрите внимательно и скажите «Что лишнее?» (Ответы детей.)

(На слайде дети в татарских национальных костюмах.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите какие красивые костюмы у татарского народа. Мы живем в многонациональной стране. У каждого народа есть свой язык,  традиции, обычаи.

«Мама, папа» –

С этих слов

Начался родной язык…

Ты о предках рассказал,

О родимой старине

И страну мне показал,

Что от них досталась мне.

Нужно уважать культуру и обычаи народов, которые рядом. Ведь среди нас есть и татары и русские,украинцы и грузины, чуваши и марийцы.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор,

Одним милее осень,

Другим – милей весна.

А родина Россия

У нас у всех – одна.

Воспитатель. А сейчас мы завершаем наш праздник подведением итогов конкурса «Лучшая тюбетейка». (Вручение дипломов победителям и участникам.)

– Что вы сегодня нового узнали?

– А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

(Звучит татарский гимн «Туган тел».)