Формирование читательской грамотности как условие повышения качества обученности школьников

Светлана БУДЬКО,

директор гимназии №10 г. Зеленодольска

Любовь АЗИНА, Ольга УСТИНОВА,

заместители директора по учебной работе гимназии №10 г. Зеленодольска

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих
оценки функциональной грамотности школьника.  В настоящее
время накоплен значительный опыт оценивания читательской грамотности, однако в связи с изменением как мира, в котором живет современный школьник,  так и целей, и задач, стоящих перед образованием в аспекте формирования читательской деятельности, возникла необходимость создания концепции оценки читательской грамотности на современном этапе развития школьного образования.

Так как читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности, её формирование должно осуществляться на всех учебных предметах. Читательская грамотность включает в себя  понимание прочитанного, рефлексию, использование информации прочитанного. Составляющими читательской деятельности являются ситуации, тексты, читательские умения. В учебной и практической деятельности можно выделить 4 ситуации функционирования текстов: личные ситуации, учебные ситуации, общественные и деловые ситуации. Так же требуют особого внимания педагогов факторы, определяющие трудности текста.

Для решения поставленных перед школой задач повышения читательской компетенции в гимназии разработана «Дорожная карта по формированию читательской грамотности школьников»

Если на первоначальном этапе формирования функциональной грамотности основная работа была спланирована только с педагогическим коллективом, то сегодня мы представляем формирование читательской грамотности как сложный процесс, в который включены все участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнёры. Включены такие направления, как внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение.  Конечно же, основным способом формирования читательской грамотности является урочная деятельность.

Одним из приоритетных направлений деятельности педагогов на уроках является формирование читательских умений  во время работы с текстами. Необходимо научить  обучающихся работе с текстом, акцентировать внимание на группе умений, необходимых для формирования читательской  компетенции:

– различать свой личный опыт и реальность текста;

– давать точный ответ на вопрос, не используя лишней информации;

– работать с иллюстрацией, как с источником данных;

– собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях.

В «Дорожной карте» представлены образовательные технологии, которые педагоги используют на уроках для развития читательской грамотности:

– технология формирования правильной читательской деятельности;

– технология критического мышления;

– технология проблемного обучения;

– проектная технология;

– технология продуктивного чтения;

– информационно-коммуникативная технология.

Таким образом, использование разнообразных современных педагогических технологий даёт учителю возможность продуктивно использовать учебное время, формировать читательскую грамотность, развивать интерес к чтению.

Для реализации поставленных задач необходимо было внести в рабочие программы учителей начальных классов, русского языка и литературы изменения, предусматривающие целенаправленную деятельность учителя по развитию читательской грамотности школьников.

При разработке «Дорожной карты» особое внимание было уделено разработке «Матрицы дорожной карты по развитию читательской грамотности младших школьников в соответствии с PIRLS». Особое внимание на уроках уделяется развитию техники чтения, способам осознанного чтения, поиску информации, заданной в явном виде, интерпретация и интеграция информации. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формированию читательской грамотности именно в начальной школе уделяется особое внимание.

Одним из главных направлений по развитию читательской грамотности является контроль уровня сформированности читательских умений. Для этого нужно проводить мониторинги, которые смогут помочь учителю выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика.

Важным участником процесса формирования читательской грамотности, наряду с учениками, является педагог. Для эффективной работы в этом направлении учителя должны знать, применять в своей профессиональной деятельности основы формирования функциональной грамотности школьников. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации по функциональной грамотности. Следующим этапом подготовки педагогов к развитию читательской грамотности является систематическая работа по формированию профессиональных качеств учителя с использованием различных форм методической работы. Для этого нами была разработана модель методического сопровождения реализации «Дорожной карты»  по формированию   читательской грамотности школьников  для всех педагогов. Особое внимание уделяется участию педагогов в работе школьных методических объединений, в педагогических советах, на семинарах, проведению мастер-классов по формированию читательской грамотности школьников. Кроме того, следует обобщить опыт работы в данном направлении. Это можно сделать в виде  публикаций в методических журналах, разработке технологических карт и внеклассных мероприятий.

В нашей гимназии были проведены организационно-педагогические мероприятия по реализации «Дорожной карты по формированию  читательской грамотности школьников» по направлениям: нормативно-правовое обеспечение, работа с педагогическими кадрами, научно-методическая работа.  Также был включён блок воспитательной работы, который является важным пунктом в воспитании учащихся, в развитии интереса детей   к чтению. Несколько лет назад, в гимназии реализовался проект «Читаем  всей семьёй», в котором активными участниками были дети и их родители.

Также в  рамках реализации «Дорожной карты» запланирован проект «Возрождение семейного чтения как  семейной традиции», будет проведен конкурс «Самый читающий класс».

Одно из важных направлений работы гимназии –  психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Следует отметить важность психологической службы гимназии в формировании функциональной грамотности учащихся.  Задача психологической службы в команде с администрацией школы, учителями и родителями состоит в создании необходимых условий для формирования психологической готовности ребенка к развитию компетенций XXI века.

Как известно, для того, чтобы поднять уровень мотивации к обучению, необходимо создать условия для комфортного пребывания учащихся в школьном пространстве. В школе много лет функционирует Школьная служба Примирения, главная цель которой – создание условий успешной социализации учащихся, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий.

В заключение хочется отметить, что формирование читательской грамотности учащихся школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны, как сегодня, так и  в будущем.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
  4. Междисциплинарная программа «Смысловое чтение».
  5. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. – 2015. – № 1.