Быть здоровыми хотим

(ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе)

Нина ТОКАРЕВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №3 п.г.т. Уруссу

Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.

Задачи:

образовательные:

– обобщить и закрепить знания детей об укреплении здоровья;

– совершенствовать умение выделять первый звук из состава слова;

– упражнять в составлении предложений, в образовании относительных прилагательных;

– активизировать словарь;

развивающие:

– развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни;

– развивать у детей фонематические процессы;

– закрепить графический образ буквы;

– развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением, память, творческое воображение, логическое мышление;

воспитательные:

воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;

– воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие:

– формировать у детей положительный эмоциональный настрой внутри коллектива;

– учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;

познавательное развитие: закрепить в сознании детей признаки здорового образа жизни;

речевое развитие: активизировать словарный запас детей;

физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Форма проведения образовательной деятельности: традиционная, игровая.

Вид образовательной деятельности: игровой, познавательный.

Материалы и оборудование: камешки Марблс, карточки с заданиями, дыхательный тренажер «Ракета», игровое поле «Космос», мультимедийное оборудование, презентация,

Раздаточный материал: карточки с заданиями, камешки Марблс.

Планируемый результат: развитие фонематического слуха, мелкой и моторики, умение выделять первый звук в слове, соотносить звук и букву, передавать графический образ буквы, использовать в речи распространенные предложения, выполнять задания творческого характера.

Методические приемы:

игровой: использование сюрпризного момента;

наглядный: работа с раздаточным материалом, использование мультимедийного оборудования, работа с дыхательным тренажёром «Ракета»;

словесный: напоминание, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей создание проблемной ситуации, беседа, вопросы, поощряющая оценка, напоминание, дополнение.

Словарная работа: апельсиновый, банановый, грушевый, сливовый, вишневый, виноградный, клубничный, ананасовый, лимонный. смородиновый. Яблоко вкусное, полезное, витаминное, сочное, ароматное, красное, зеленое, круглое, большое, сладкое, кислое. Спортсмены: боксер, пловец, волейболист, велосипедист, баскетболист, лыжник, сноубордист, гимнастка, футболист, фигуристка, хоккеист.

Ход образовательной деятельности

  1. I. Организационный момент

Логопед. Ребята я хочу вам рассказать одну интересную сказку. Хотите послушать?

В одном небольшом городке жила-была Зарядка. Симпатичная, молодая, с волосами, собранными в задорные хвостики.

Каждое утро Зарядка спешила в детский сад и занималась с малышами спортивными упражнениями.

В этом же городке жила вредная старушонка. Она вечно чихала, кашляла и норовила всех вокруг заразить. Звали эту старуху Простудой.

Однажды Простуда прочитала объявление в газете, что детскому саду требуется няня. На следующее утро она пришла в детский сад, взяла ведро, тряпку, швабру и сделала вид, что берется за уборку. А сама принялась кашлять, чихать прямо на ребятишек. День чихала, два чихала, три чихала, а толку никакого! Никто из детей не заболел. Ведь ребятишки в этом саду закаленными были.

Разозлилась старушонка-Простуда, а потом призадумалась. Думала она, думала и догадалась, что все дело в Зарядке! И вот как обычно Зарядка спешила в детский сад, но простуда обхитрила ее, сказав Зарядке, что деток-то в саду нет и их в другой сад перевели.

Напрасно ждали ее ребята. Зарядка к ним больше не приходила.

А вредная Простуда между тем старалась вовсю: непрерывно чихала, кашляла так, что заболели все дети.

Логопед. Как вы думаете, почему заболели дети?

Дети. Заболели, потому что перестали делать зарядку.

  1. II. Основная часть

Логопед. Ребята, а кто из вас знает, что значит – быть здоровыми?

Дети. Правильно питаться, заниматься спортом, закаляться.

Логопед. Здоровье – оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Каждый лучик помогает укреплять здоровье и без них мы не смогли быть здоровыми, активными и веселыми. (Логопед показывает изображение солнышка без лучиков.)

Логопед. Добавив к этому солнышку лучики здоровья, мы поможем ребятам детского сада из сказки выздороветь. Поможем?

1-е задание. Витаминные продукты».

Логопед. Ребята, подскажите мне словечко:

В банане и йогурте,

В горстке малины –

Повсюду чудесные есть …

Дети. Витамины!

Логопед. Для чего люди принимают витамины?

Дети. Чтобы быть здоровыми.

Логопед. Витамины содержатся только в таблетках?

Дети. В продуктах, фруктах, овощах.

Логопед. Правильно. В полезных продуктах питания много различных витаминов и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет.

– Приглашаю вас поиграть в игру. Перед вами карточки с изображением разных продуктов. Закройте камешком только те продукты, в которых содержатся витамины.

Логопед. Какие картинки вы закрыли?

Дети. Фрукты, йогурт, молочные продукты, овощи, сок, рыба.

Логопед. Какие картинки остались не закрытыми?

Дети: Чипсы, газированные напитки, сладости.

Логопед. Молодцы! Справились с заданием.

Именно витамины делают продукты полезными, от таких продуктов у человека прибавляется здоровье, дети быстро растут, укрепляются зубы и кости, человек реже болеет простудными заболеваниями.

Игра «Какой сок?» (Образование относительных прилагательных.)

Логопед. Посмотрите ребята, на столе карточки с изображением стаканов с соком. Выберите по одной карточке и скажите, как называется сок в вашем стакане?

Дети. У меня в стакане апельсиновый (банановый, грушевый, сливовый, вишневый, виноградный, яблочный, ананасовый, лимонный. смородиновый) сок.

Игра «Назови какое яблоко» (Подбор прилагательных к слову яблоко.)

Логопед. Посмотрите на яблоко. Назовите как можно больше слов, ответив на вопрос: Яблоко какое? (По форме, по цвету, по величине, на вкус.) За каждый ответ вы получите волшебный камешек, которыми мы будем выкладывать лучики здоровья на солнышке.

Дети. Яблоко вкусное (полезное, витаминное, сочное, ароматное, красное, зеленое, круглое, большое, сладкое, кислое).

Логопед. Подойдите к солнышку и выложите камушками один лучик. Лучик здоровьяполезная, витаминная еда.

2-е задание. Внимательные ушки» (развитие фонематического слуха).

Логопед. Послушайте меня внимательно. Я произнесу 3 слова, вы повторите за мной только одно, которое относится к предметам личной гигиены.

Кастрюля, расчёска, тумбочка;

Яблоко, зубная щетка, карандаш;

Кровать, ящик, полотенце.

Логопед. А вы заботитесь о чистоте своего тела?

Дети. Да, заботимся.

Логопед. Ребята, можно ли все эти предметы кому-нибудь одолжить?

Дети. Нет, нельзя. Это предметы личной гигиены.

Логопед. Подойдите к солнышку, возьмите по одному камешку и выложите один лучик. Лучик здоровьясоблюдение правил личной гигиены.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный ищет путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем…

Дети. Воздух.

Логопед. Для чего человеку нужен воздух? (Ответы детей.)

Логопед. Именно чистый воздух нужен человеку для жизни и здоровья.

3-е задание. Формирования речевого выдоха «Запустим ракету в космос».

Логопед: Для того чтобы наш организм обогатился кислородом мы выполним дыхательное упражнение. Запустим ракету в космос.

Посмотрите на меня внимательно, я покажу как мы будем выполнять это упражнение. Берем в руки трубочку, одеваем на нее ракету. Вдох через нос и выдох через рот сильный и продолжительный, чтобы ракета как можно выше взлетела. Ракета отправляется в космос по моей команде.

– На старт! Внимание! Пуск! (Упражнение выполняется 3 – 4 раза.)

Логопед. Подойдите к солнышку, возьмите по одному камешку и выложите еще один лучик – воздух.

4-е задание. «Собери словечко».

Логопед. Поиграем в игру «Собери словечко». Приготовьте ручки-чашечки. Я буду вам бросать в чашечку звуки, а вы соберите из них слово. В, О, Д, А. Какое слово получилось?

Дети. Вода.

Логопед. Важна для здоровья вода?

Дети. Человек не может прожить без воды. Вода помогает содержать наше тело в чистоте.

Логопед. Выкладываем следующий лучик нашего здоровья – вода.

5-е задание. Строители. (выкладывание буквы из камешков.)

Логопед. Ребята, посмотрите перед вами карточки. Кто здесь изображён?

Дети. Спортсмены.

Логопед. Назовите спортсменов.

Дети. Фигуристка, гимнастка, боксер, хоккеист, баскетболист, сноубордист, волейболист, пловец, лыжник, футболист.

Логопед. На карточке есть место для буквы, которую вы выложите из камешков. Для этого нам нужно определить первый звук в названии картинки. Найти соответствующую букву в тарелочках и выложите из камешков эту букву рядом с картинкой.

Логопед. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

Выкладываем камешками следующий лучик нашего здоровьязанятия спортом.

6-е задание. Массаж кистей рук и лица.

Логопед. Чтобы нам с вами укрепить своё здоровье, давайте сделаем массаж рук и лица.

Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучи.

Поет о солнце скворушка,

 

Кричат о нем грачи

Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.

Поочередно поглаживать пальцы.

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД) – от кончиков пальцев к основанию.

Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

Солнышко, милое,

Поделись своею силою!

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь, рученьки.

Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

 

Поочередно растирать пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.

Сжимать пальцу в кулачки и разжимать их.

Поочередно поглаживать и называть пальцы.

НД – от кончиков пальцев к основанию.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

 

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Проводить пальчиками обеих рук по лбу.

НД – от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Проводить пальчиками обеих рук по щекам.

НД – от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

Поглаживающие движения.

НД – от середины лба к верхней части ушей,

от носа к средней части ушей,

от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

Логопед. Улыбка и хорошее настроение тоже способствуют укреплению нашего здоровья.

Выкладываем следующий лучик нашего здоровья – хорошее настроение.

III. Заключительная часть

Логопед. Посмотрите на наше солнышко. Оно улыбается, радуется за нас, потому что мы выяснили, что нужно делать человеку, чтобы сохранить своё здоровье. Мы подарим это солнышко ребятам детского сада из сказки, чтобы они поскорей выздоровели.

Чтобы вы не забыли всё то, о чём мы с вами говорили, я подарю вам вот такие смайлики, которые очень похожи на наше солнышко здоровья.

–А вы хотите быть здоровыми?

Дети. Да, хотим!

Логопед. Давайте все вместе скажем: «Быть здоровыми хотим!».

Дети. Быть здоровыми хотим!

Логопед. Вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Я горжусь вами!