Приключения MatataBotа
№215
(Внеурочная деятельность по финансовой грамотности во 2 классе с использованием работотехнического набора MatataLab)
Марина САНИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы пос. Победа Азнакаевского района
Робототехника – новое и востребованное направление в современном образовании. Новые стандарты образования предполагают знакомство младшеклассников с информационными технологиями посредством курса робототехники. В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в нашей школе с 2019 года функционирует образовательный центр «Точка роста». Применение информационных технологий, средств обучения и учебного оборудования направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся. Благодаря проекту обновилась материально-техническая база нашей школы, закуплено новое оборудование: мощные компьютеры, видеокамеры, 3D-принтеры, тренажеры-манекены, квадрокоптеры. А для начальной школы поступил робототехнический набор MatataLab. Он предназначен для формирования у детей младшего школьного возраста основ начального программирования.
В своей работе робототехнический набор MatataLab использую во внеурочной деятельности. Предлагаю вниманию читателей журнала урок финансовой грамотности во 2 классе с использованием робототехнического набора MatataLab.
Цель: развитие у детей финансовой грамотности.
Задачи:
– научить правильно распределять деньги в условиях игровой ситуации;
– закрепить навыки программирования, используя основные и дополнительные блоки;
– воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Учитель. Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие.
- II. Актуализация знаний
Учитель. Что такое MatataLab? (MatataLab – это набор робота и всеми деталями, предназначенными для его программирования.)
– Из каких деталей он состоит? (Заполнение таблицы.)
– Возьмите слова – названия деталей и подставьте для каждого рисунка.
– А теперь найдите описание, для чего предназначена каждая деталь.
Управляющая башня считывает код с блоков и отправляет команду роботу.
Панель управления – доска для программирования, в ней расставляются блоки с кодом, т.е. алгоритм действий робота.
Робот MatataBot – устройство, способное выполнить набор сложных действий, запрограммированных или закодированных компьютером.
Карта – рисунок или изображение на плоской поверхности всей или части территории.
Блок с кодом – это фишки с указанием или инструкцией для робота, которые он должен выполнить.
III. Работа в группах
Учитель. Что умеет делать MatataBot? (Ходить, рисовать, петь, танцевать.)
– На прошлом занятии вы работали над проектом. Предоставляю вам слово.
1-я команда – «MatataBot – художник»
– Мы – команда «MatataBot – художник». Тема нашего проекта: «Звездочка». Для этого мы составили программу, по которой робот нарисовал звёздочку.
2-я команда – «MatataBot – музыкант»
– Мы – команда «MatataBot – музыкант». Тема нашего проекта: «Танцующая балерина». По нашей программе балерина будет танцевать».
III. Осмысление (изучение нового материала)
Учитель. А сегодня MatataBot будет путешествовать.
А) –Для начала, отгадайте загадки.
- Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужны …(деньги).
- В этой сумочке живет
Звонкая монета.
Как для денег домик звать?
Жду от вас ответа. (Кошелёк)
Б) Беседа по пословице.
– Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицу из слайда «Деньги как птицы, то улетают, то прилетают».
– Как вы понимаете выражение «деньги прилетают»? (Когда мы их зарабатываем.)
– Как мы называем заработанные деньги? (Доход)
– А как вы понимаете выражение «деньги улетают»? (Когда мы их тратим.)
– Как мы называем потраченные деньги? (Расходы)
В) Практическая работа.
Объяснение задания.
– У каждого человека есть мечта. А о чем мечтаете вы, ребята? (Ответы детей.)
– А что необходимо для удовлетворения наших потребностей? (Ответы детей.)
– Для этого вам необходимо накопить деньги. Сегодня мы с вами попробуем это сделать.
– Как я уже говорила, сегодня MatataBot будет путешествовать. Перед вами карта города. Две команды получат инструкцию для движения MatataBotа и кошелёк с деньгами. Ставите флажок на начало пути – это дом. А конец пути вы определите сами. Прочитайте внимательно инструкцию и постройте маршрут. Проходя свой маршрут, вы либо потратите, либо получите деньги.
– Если у вас остались деньги, вы идете их отложить в банк. Если у вас кончились деньги, вы идете домой.
– Итак, сейчас вы работаете в группе и находите конец вашего маршрута, обозначаете его флажком. Затем составляете программу для Мататы, чтобы он прошел этот путь. Чтобы проверить, запустите робота. Если есть ошибки, исправьте.
Инструкция для команд
1-я группа | 2-я группа | ||||
Начало пути | Дом | Начало пути | Дом | ||
1 | Оплатите за свет и газ | 500 р. | 1 | Сходите в цирк | 200 р. |
2 | Купите продукты | 200 р. | 2 | Сходите в кафе | 200 р. |
3 | На работу | 10000 р. | 3 | Купите продукты | 300 р. |
Конец пути | Конец пути |
Работа в группах
– Составление маршрута;
– программирование на панели управления;
– запуск MatataBota.
- IV. Подведение итогов
Вопрос 2-й группе. Получилось ли вашему роботу накопить деньги? (Нет.) Почему?
Вопрос 1-й группе. Куда дошел ваш робот? Значит, ему удалось накопить деньги?
Обсуждение
– Почему одному роботу удалось накопить деньги, а другому нет?
– Ребята, как вы думаете, все ли деньги своего бюджета нужно тратить? (Бывают расходы обязательные и необязательные.)
– Назовите расходы робота, которые обязательные.
– А теперь назовите действия, на которые можно было и не тратить деньги?
– Почему еще 1первому роботу удалось накопить деньги? (Потому что он работал.)
– Какие выводы мы можем сделать? Что нужно делать, чтобы накопить деньги? (Тратить их только на обязательные платежи и покупки. Зарабатывать их.)
Учитель. Молодцы, ребята. Закончим наше занятие песней про робота.