Зимующие птицы
№215
(педагогический проект для детей средней группы)
Наталья БЕРЕЗОВА,
воспитатель детского сада № 146 г. Казани
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.
Проблема: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
Задачи:
– расширить знания детей о зимующих птицах;
– продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы;
– способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
– привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке;
– воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: групповой, краткосрочный (первая неделя декабря).
Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.
Предполагаемые результаты:
– расширение кругозора детей о зимующих птицах;
– проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);
– развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;
– воспитание у детей сострадания и любви;
– активное участие детей и родителей в помощи птицам;
– повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Этапы работы
1-й этап – подготовительный
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
Составление плана работы по реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Подбор детской художественной литературы.
Разработка и накопление методических материалов по теме.
2-й этап – основной (практический)
Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.
Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
Наблюдения за птицами у кормушек.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
3-й этап – обобщающий
Ознакомление родителей с результатами проведённой недели «Зимующие птицы».
Участие в акции: изготовление кормушек для птиц. Акция «Поможем пернатым друзьям!»
План проекта
Понедельник
Беседа «Перелётные и зимующие птицы».
Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Рисование «Красивая птичка – снегирь».
Дидактические игры «Посчитай птичек и назови», «Кто как голос подаёт?».
Пальчиковые игры «Птички и кошка», «Птицы и автомобиль», «Вороны и гнезда».
Вторник
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Звукоподражание «На птичьем дворе».
Дидактические игры «В чудесном мешочке картинки животных (зверей и птиц)», «Чей птенец?».
Игровое упражнение «Сосчитай птичек».
Пальчиковая игра «Птичка и птенчики».
Ситуация «Можно ли ловить птиц и держать их в неволе?».
Заучивание стихотворение А.Барто «Снегирь».
Среда
Беседа «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»
Игра-забава «Лёгкое пёрышко».
Конструирование из фольги «Серебряная птичка».
Загадки о птицах.
Чтение художественной литературы. М.Горький «Воробьишко».
Дидактическая игра «В зимней столовой».
Игровое упражнение «Какая это птица?».
Пальчиковые игры «Птички и кошка», «Совушка».
Четверг
Беседа «Перелётная или зимующая».
Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц».
Ознакомление с окружающим миром «Зимующие птицы».
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Стихотворение А.Барто «Покормите птиц зимой».
Театрализованная игра «Птичьи посиделки».
Чтение чистоговорок про птиц.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок с зимними пейзажами, изображением птиц.
Рекомендации родителям «Как изготовить кормушку для птиц?».
Пятница
Беседа «Чем птицы-мамы кормят своих птенцов?».
Дидактические игры «Отгадай на ощупь» (перо птицы), «Перелётная или зимующая?», «Кто живёт у нас зимой?» (птицы).
Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки».
Словесная игра «Птички».
Приметы о птицах.
Чтение художественной литературы. М.С.Пляцковский «Отчего галка черная?»
Пальчиковые игры «Третий лишний», «Что за птица?».
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.
Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.