Зимующие птицы

№215

(педагогический проект для детей средней группы)

Наталья БЕРЕЗОВА,

воспитатель детского сада № 146 г. Казани

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни, научить помогать им.

Проблема: формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

Задачи:

– расширить знания детей о зимующих птицах;

– продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение к миру природы;

– способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

– привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке;

– воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Тип проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: групповой, краткосрочный (первая неделя декабря).

Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.

Предполагаемые результаты:

– расширение кругозора детей о зимующих птицах;

– проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам);

– развитие у детей любознательности, познавательной активности, соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах;

– воспитание у детей сострадания и любви;

– активное участие детей и родителей в помощи птицам;

– повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Этапы работы

1-й этап – подготовительный

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

Составление плана работы по реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Подбор детской художественной литературы.

Разработка и накопление методических материалов по теме.

2-й этап – основной (практический)

Девиз: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.

Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

Наблюдения за птицами у кормушек.

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

3-й этап – обобщающий

Ознакомление родителей с результатами проведённой недели «Зимующие птицы».

Участие в акции: изготовление кормушек для птиц. Акция «Поможем пернатым друзьям!»

План проекта

Понедельник

Беседа «Перелётные и зимующие птицы».

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Рисование «Красивая птичка – снегирь».

Дидактические игры «Посчитай птичек и назови», «Кто как голос подаёт?».

Пальчиковые игры «Птички и кошка», «Птицы и автомобиль», «Вороны и гнезда».

Вторник

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Звукоподражание «На птичьем дворе».

Дидактические игры «В чудесном мешочке картинки животных (зверей и птиц)», «Чей птенец?».

Игровое упражнение «Сосчитай птичек».

Пальчиковая игра «Птичка и птенчики».

Ситуация «Можно ли ловить птиц и держать их в неволе?».

Заучивание стихотворение А.Барто «Снегирь».

Среда

Беседа «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»

Игра-забава «Лёгкое пёрышко».

Конструирование из фольги «Серебряная птичка».

Загадки о птицах.

Чтение художественной литературы. М.Горький «Воробьишко».

Дидактическая игра «В зимней столовой».

Игровое упражнение «Какая это птица?».

Пальчиковые игры «Птички и кошка», «Совушка».

Четверг

Беседа «Перелётная или зимующая».

Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц».

Ознакомление с окружающим миром «Зимующие птицы».

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Стихотворение А.Барто «Покормите птиц зимой».

Театрализованная игра «Птичьи посиделки».

Чтение чистоговорок про птиц.

Рассматривание предметных и сюжетных картинок с зимними пейзажами, изображением птиц.

Рекомендации родителям «Как изготовить кормушку для птиц?».

Пятница

Беседа «Чем птицы-мамы кормят своих птенцов?».

Дидактические игры «Отгадай на ощупь» (перо птицы), «Перелётная или зимующая?», «Кто живёт у нас зимой?» (птицы).

Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки».

Словесная игра «Птички».

Приметы о птицах.

Чтение художественной литературы. М.С.Пляцковский «Отчего галка черная?»

Пальчиковые игры «Третий лишний», «Что за птица?».

Результаты реализации проекта

Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.