Мир глазами географа
№ 212
(Урок окружающего мира в 4 классе)
Сириня ЗАРИПОВА,
учитель начальных классов лицея №2 г. Чистополь
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая.
Цели урока: познакомить с наукой географией; сформировать представление о глобусе и географической карте.
Планируемые результаты:
предметные: получат возможность научиться работать с учебником, работать с глобусом и картой;
метапредметные:
– овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
– слушают собеседника и ведут диалог;
– оценивают свои достижения на уроке;
– умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Оборудование: компьютер учителя, проектор, ноутбуки учащихся, глобус, карта.
Используемые цифровые ресурсы:
- Российская электронная школа. Окружающий мир-4 класс-Урок 2. Мир глазами географа. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5720/main/158085/
- Учи.ру. 4 класс- окружающий мир – раздел география – карточка 1,2.
https://uchi.ru/cards/86157?subject_id=6
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу.
- II. Актуализация знаний
Учитель. Для начала нашего урока, вспомним тему прошлого урока.
– Как называется наука, изучающая планеты, небесные тела, созвездия? (Астрономия)
– Как называют специалистов, изучающих космос, планеты? (Астрономы)
Парная работа. Заполнить кроссворд «Мир глазами астронома».
III. Самоопределение к деятельности. Постановка целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с науками, которые изучают нашу планету.
— Ребята, перед вами ребусы. Расшифруйте слова и определите по словам, о какой науке, изучающей землю, пойдет речь? (Листочки с ребусами на каждой парте.)
– Правильно, наука география.
Горизонт |
Карта |
География |
Глобус |
– Ребята, что вам известно об этой науке?
– Давайте посмотрим фрагмент и узнаем происхождение науки география.
(Обращаемся к карточке окружающий мир – география – https://resh.edu.ru/subject/lesson/5720/main/158085/)
– Сегодня мы посмотрим на мир глазами географа. Наверняка, у нас возникнет вопрос: «Кто это?». Давайте, разберёмся. Слово «география» в переводе греческого языка, обозначает два слова: «гео» – земля, «графо» – пишу, т.е. землеописание. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.
– А учёные и специалисты, изучающие и описывающие нашу планету, называются кем?
– Правильно, они называются — географами.
– А что изучает география? (География изучает природу Земли, население и его хозяйственную деятельность.)
- IV. Первичное закрепление
- Индивидуальная или парная работа на сайте Учи.ру, выполнение карточки №1 «География – наука о Земле» https://uchi.ru/cards/86157?subject_id=6
Учитель. А что нужно географам для работы?
– Правильно, для работы им нужны глобус, географические карты, компас.
– Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5720/main/158085/
– Прочитайте про название линей глобуса на стр. 24 учебника. (Учащиеся читают текст учебника самостоятельно.)
- Первичное закрепление.
Учитель. Теперь открывает карточку №2, выполняем задание 1, 2 https://uchi.ru/cards/86158?subject_id=6
Физкультминутка
Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? (Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)
– Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это – географическая карт.)
– А что же такое «географическая карта»? Давайте узнаем.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5720/main/158085/
- Первичное закрепление.
– Теперь открывает карточку №2. Выполняем задание 3, 4 https://uchi.ru/cards/86158?subject_id=6
– А теперь мы с вами узнаем, какие условные обозначения используются для чтения карты.
- Первичное закрепление.
– Теперь открывает карточку №2, ивыполняем задание 5 – 7 https://uchi.ru/cards/86158?subject_id=6
- V. Подведение итогов урока
–С какой наукой мы сегодня познакомились?
–Для чего нужна эта наука?
– Что такое глобус? Что такое географическая карта?
– Помогли ли вам в этом задания на Учи. ру?
- VI. Рефлексия
Учитель. Закончите начатое предложение.
– Сегодня я на уроке узнал…
– Сегодня меня удивило…
– Теперь я могу…
– Было трудно…
– Мне захотелось…
VII. Домашнее задание
- Прочитать текст на с. 22 – 28 учебника.
- Выполнить карточку 3, 4 на сайте Учи.ру