Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
№ 211
(Урок русского языка в 9 классе)
Сирина ХАЙРУЛЛИНА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории технологического лицея «Алгоритм» села Куюки Пестречинского района
Тип урока: урок развития речи.
Цели:
образовательные:
– совершенствование навыка информационной переработки текста;
– совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
– совершенствование устной и письменной речи;
– совершенствование навыков самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;
развивающие:
– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
– создать условия для развития умения обобщать, анализировать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову.
Планируемые результаты:
предметные:
– овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с информационными источниками;
– умение анализировать художественные тексты с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
– умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.
Метапредметные:
познавательные:
– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста;
– формирование умения работать с художественно-изобразительными средствами;
регулятивные:
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
– осознавать качество и уровень усвоения;
– принимать познавательную цель;
– сохранять ее при выполнении учебных действий;
– регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи;
– планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;
коммуникативные: понимание возможности различных точек зрения, учебное сотрудничество;
личностные:
– формирование личностной рефлексии и оценивание уровня сформированности ЗУН;
– формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени;
– осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
- I. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Готовы сотрудничать со мной и своими одноклассниками? Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Начинаем наш урок.
- II. Подготовка к тестовой части ОГЭ
Учитель. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание на повторение пройденных тем. Возьмите РЛ №1. Приступайте к синтаксическому анализу. Я даю вам на его выполнение 5 мин. Не забываем, что ответ надо написать без пробелов и запятых.
Текст для синтаксического анализа
(1)Произвольная программа Камилы Валиевой «Болеро»-признанный шедевр, который несомненно пополнит коллекцию лучших программ мирового фигурного катания. 2)Четырнадцатилетняя Камила была удивлена, когда тренер и хореограф предложили ей в произвольной программе воплотить образ Змеи под музыку французского композитора Равеля. 3)Чтобы лучше понять музыку, фигуристка смотрела записи выступлений Майи Плисецкой, ходила в театр, отрабатывала на полу перед зеркалом позиции с профессиональной балериной. 4) «Болеро» Камила оттачивала два сезона, раскрывая новые грани, усиливая акценты, усложняя прыжковые элементы. 5) К Олимпийским играм программа засияла: с ней Валиева успела победить на этапах серии Гран-при, стала чемпионкой России и Европы.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Напишите номера ответов.
- Вторая часть сложноподчинённого предложения 1-придаточное определительное
- Вторая часть сложносочинённого предложения 2-придаточное изъяснительное
- Одна из частей сложноподчинённого предложения 3- придаточное цели
- Предложение 4 осложнено обособленными обстоятельствами
- Грамматическая основа одной из частей сложного предложения 5- Валиева успела, стала)
Учитель. Поменяйтесь листами, осуществите взаимопроверку по эталону.
…….., объясни, пожалуйста, постановку двоеточия в последнем предложении.
…….., а в 1 предложении на каком основании поставлено тире?
III. Целеполагание
Учитель. Молодцы! Вернёмся к олимпийским чемпионам. Благодаря чему спортсмены достигают таких высот, бьют рекорды? (Стойкости, стремлению к победе, силе духа, сильному характеру, смелости.) Отлично! А с точки зрения лексики, каким термином можно назвать перечисленные вами слова? (Морально-этическое понятие.)
Догадались, чем будем заниматься на уроке? (Писать сочинение на МЭТ.) А вот тему сочинения надо вам разгадать. Расшифруйте анаграмму (УХДАЛИСА – сила духа.)
Чего ожидаете от сегодняшнего урока? Какие цели поставите перед собой?
- IV. Актуализация опорных знаний
Учитель. Возьмите РЛ №2. (Слайд 3) Давайте, восстановим схему и вспомним, из каких частей состоит сочинение-рассуждение на МЭТ. Работайте в парах. (Один ученик работает у доски.) Сверьте, так у вас получилось?
Ознакомление с формулой ПОПС
Сегодня предлагаю вам познакомиться с формулой ПОПС. (Слайд 4) Она была разработана профессором права Дэвидом Маккойд-Мэйсеном. Давайте познакомимся с ней поближе. Где в жизни может пригодится эта формула? (При собеседовании, при написании сочинения, в спорной ситуации, когда надо аргументированно отстоять свою точку зрения.)
Наверное, Маккойд-Мэйсон даже предположить не мог, что мы будем использовать его формулу при написании сочинении. А мы вот адаптируем её и возьмём на вооружение.
- V. Работа над сочинением (Работают в группах.)
Учитель. Достаньте листочки с текстом. Прочитаем его вслух.
– Спасибо! Определите тему текста. Запишите синонимичный ряд к словосочетанию «сила духа». Какие синонимы подобрали?
– Давайте вспомним формулировку задания. (Слайд 5)
Физминутка (1 мин.)
Учитель. Итак, приступим к сочинению. Возьмите РЛ №3. Воспользуемся адаптированной формулой ПОПС. (Слайд 6)
– Что же такое сила духа? Обсудите в группе, запишите наиболее удачный тезис. Вы можете также сгенерировать ваши тезисы. Прочитайте, что у вас получилось. Отлично.
– Переходим к комментарию. Обсуждаем, записываем. Каков наиболее гибкий путь. (Дать ответ на вопрос. Зачитывает 2-я группа.)
– Приведём пример из текста. Кто проявил силу духа? В какой ситуации?
– Пришло время написать аргумент из жизненного опыта. Есть в вашем окружении сильные духом люди? Или, может, вы слышали о таких людях?
– Давайте посмотрим на слайд. Кого вы узнали? (Рустам Набиев, Камилла Валеева, доктор Лиза, Ник Вуйчич, Андрей Соколов («Судьба человека»), Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке»), памятник Неизвестному солдату около ЦПКиО им. Горького в Казани.)
(Несколько учеников представляют классу подготовленную дома информацию.)
Учитель. Вы можете воспользоваться полученной информацией, а можете предложить собственные аргументы. Обсудите, запишите. (Зачитывает 3-я группа.)
– Нам осталось написать заключение. Подведите итог ваших размышлений, напишите вывод. (Прочитает 4-я группа. 5-я группа читает всё сочинение.)
- VI. Домашнее задание, инструктаж
- Отредактировать сочинение, переписать в тетрадь. (Один человек из группы.)
По выбору:
- Написать сочинение по варианту 8616108 (сайт «Решу ОГЭ»), используя ПОПС-формулу.
- Подготовить карточку для синтаксического анализа, используя любой отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
VII. Рефлексия
Учитель. Подведём итоги урока. Я начинаю предложение, вы заканчиваете:
– Сегодня на уроке я узнал…
– Мне было легко…
– Мне было сложно…
– Могу похвалить себя…
– Могу похвалить своих одноклассников…
Учитель. В свою очередь в заключение хочу напомнить вам слова, написанные на баннере нашего лицея: «Лифт к успеху не работает. Используй ступеньки. Успех-это сумма результатов всех маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно».
Думаю, что сегодня мы с вами сделали один из таких шагов. Спасибо за урок! До свидания!