Изучение рассказа «Музыкант» В.Бианки
№ 211
(Урок по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России»)
Марина КАРЯКИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 161 г. Казани
Задачи:
образовательные:
– познакомить детей с биографией и творчеством В.Бианки;
– познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
– формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
развивающие:
– развивать устную речь учащихся;
– развивать образное и логическое мышление;
– расширять кругозор детей;
– развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
воспитательные:
– воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
– воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
– воспитание критического мышления.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Комбинированный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги В.Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.
Планируемые результаты:
регулятивные:
– учащиеся формулируют тему и цели урока;
– принимают и удерживают учебную задачу;
– оценивают свою работу, деятельность;
– осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении;
познавательные:
– ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;
– используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей;
коммуникативные:
– слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;
– формируют навыки учебного сотрудничества;
личностные:
– осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
– воспитывают любовь и бережное отношение к животным.
Ход урока
- I. Организационный момент
- Приветствие гостей и детей.
Учитель. Добрый день, мои любимые умницы и умники! Начинаем урок литературного чтения. Первыми сядут умницы, а теперь – умники.
- Проверка готовности к уроку.
Учитель. Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?
- Эмоциональный настрой.
– Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
– Ещё поставим перед собою цель: думать, читать, отвечать на вопросы,работать в группах.
- II. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Как называется раздел, который мы изучаем на уроках литературного чтения? (О братьях наших меньших.)
– Давайте вспомним авторов и произведения, которые мы изучили. (На доске 4 портрета, фамилии авторов, название произведений. 3 ученика работают у доски. Озвучивают свой выбор.)
Вывод. Мы читали произведения авторов, которые писали о природе и животных. (На доске: закрытый портрет, 2 перевёрнутых таблички.)
III. Актуализация знаний
Учитель. Мы заканчиваем изучение данного раздела. Мы должны познакомиться с одним автором и двумя его произведениями. (На доске появляется табличка «Музыкант».)
Так называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. А кто такой музыкант?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (По словарю Ожегова)
Работа в группах (приём: корзинка идей).
Учитель. Перед вами на столах таблички со словами. Пообщайтесь и выберите слова, которые в большей или меньшей степени связаны со словом музыкант.
1-я группа: 2-я группа: 3-я группа: 4-я группа:
Земля ноты роль картина
музыка творчество скрипка артист
природа вселенная концерт рисунок
оркестр чтение мелодия композитор
(Дети выходят к доске, прикрепляют слова.)
Учитель. А каком музыканте будет идти речь в рассказе? Как вы думаете? (Предположения детей.)
Слайд 2 (книги)
– Посмотрите внимательно на название книг. Многие из них вам знакомы. Кто автор этих произведений? (Появляется портрет на доске. Заранее подготовленный ребёнок рассказывает об авторе.)
– О ком и о чём писал В.Бианки? Слайд 3 ( портрет)
– Так о каком же музыканте пойдёт речь в рассказе? Откройте иллюстрацию на стр. 144 учебника. Слайд 4 (медведь) (Ответы детей.)
– Да, ребята. Одним из героев рассказа будет медведь. Я уверена, что вы многое знаете об этом могучем звере. Что-то для вас будет новым. Слайд 5 (приём Инсерт) (У каждого учащегося индивидуальная таблица.)
Проверка
Физминутка (Дети под музыку изображают игру на инструментах.) Слайд 6
- IV. Работа с текстом во время чтения (Приём «Дерево предсказаний».)
Словарная работа (самотоятельно, опираясь на лексическое значение слов, объясняют значение каждого слова) Слайд 7
Медвежатник – охотник на медведя.
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы.
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством.
Щепка –тонкая пластинка, отколотая от дерева.
Опушка – край леса.
- V. Первичное восприятие текста
Учитель. Рассказ (слайды 8 – 9) разделён на части авторами учебника, давайте составим план рассказа «Музыкант». Ваша задача внимательно слушать текст и выбрать из предложенных вариантов название этой части текста. (Дан примерный план рассказа.)
- VI. Чтение рассказа с использованием «прогноза». Беседа по содержанию
Чтение I части
– О ком вы узнали в этой части?
– Что делал старик, когда встретил колхозника?
– Попробуйте предположить (спрогнозировать), что произойдёт дальше? Пойдет ли старик на охоту или нет?
Чтение II части текста
– Оправдался ли ваш прогноз? (Предположение)
– Что старик услышал в лесу?
– Удивился ли он?
– Попробуйте предположить. Кто в лесу мог издавать звонкий ласковый звук?
– Что может произойти дальше?
Чтение III части текста
– Что делал медведь?
– Какие ожидания ваши подтвердились?
– Что было неожиданным?
– Как вы думаете. Как поступит старик с медведем?
–Попробуйте предположить (спрогнозировать), чем закончится рассказ «Музыкант»?
Чтение IV части текста
– Почему старик не стал стрелять в медведя? Найди слова в тексте.
– Какие ожидания ваши подтвердились?
– Как вы относитесь к поступку охотника?
– Почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»?
– Как бы вы поступили на месте охотника?
VII. Рефлексия
– Ожидали ли вы , что у рассказа может быть такой конец?
– Давайте вспомним, в начале урока мы думали кто же такой музыкант. Так кто музыкант ?
Работа в группах. Составление синквейна.
1-я строка – одно слово (существительное, тема синквейна).
2-я строка – два слова (прилагательные, описывающие тему).
3-я строка – три слова (глаголы, действия которые производит существительное).
4-я строка – четыре слова (фраза передающая ваше отношение к существительному).
5-я строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Медведь.
Лохматый, косолапый.
Сидит, играет, слушает.
Он любит звук струны.
Музыкант.
Учитель. Почему автор дал такое название произведению?
– Почему старик не убил медведя, ведь он же был охотник?
– Чему учит этот рассказ? (Любить природу!)
Учитель. Самое главное в этом рассказе – это любовь охотника к природе, к животным. Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке, уважение к «братьям нашим меньшим».Охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку. Эта любовь к прекрасному – музыке, спасла жизнь дикому зверю- медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Недаром стала крылатой фраза:
А вот какая фраза стала крылатой? Вы ответите, когда выполните следующее задание.
Выберите из текста только буквы русского алфавита, и вы прочитаете эту фразу.
К№ РА *СОNТАL СUПАRСЁ@Т GМИJР! («КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!)