Здравствуй, Зимушка-Зима!
№ 203
(Организованно-образовательная деятельность с детьми 4 – 5 лет)
Сиреня БУЛАТОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №54 г. Казани
Цель: закрепить знания детей о явлениях природы в зимнее время года, об изменениях в животном мире через путешествия в сказки.
Задачи:
образовательные:
– закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;
– обогащать словарный запас детей;
– учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме;
развивающие:
– прививать интерес к народному творчеству, к сказкам;
– развивать внимание, связную речь, воображение;
– развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами и дыхательной гимнастики;
воспитательные:
– через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: доброту, чувство взаимопомощи;
– способствовать сближению и организованность в группе, осваивать умение работать в команде;
– воспитывать у детей умение оценивать добрые и отрицательные поступки героев.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование: проектор, ноутбук, макеты зимнего леса, картинки с зимним пейзажем, аудиозапись со звуком метели, снежинки для дыхательной гимнастики, «Сказочный рюкзачок», атрибуты для дидактической игры «Разбери приметы», иллюстрации к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
– наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
– беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;
– чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;
– рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;
Ход совместной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сиреня Робертовна. Я сегодня к вам пришла в гости. Но, я пришла не одна. Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да.)
– А какие сказки вы знаете? («Репка», «Красная шапочка» и.д.)
– У меня тоже есть любимая сказка. Хотите знать, какая? Если отгадаете загадку, то сразу узнаете?
Он от дедушки ушел,
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую лису. («Колобок».)
Воспитатель. А сейчас проверим ваш ответ, правильно вы ответили или нет. (Открывает.) Правильно! Это – «Колобок»! Ребята, вы помните, «Колобок» у нас из летний сказки, а сейчас какое время года? (Зима.)
– А представляете, наш Колобок никогда не видел зиму, но очень хочет узнать какая она. Поэтому ему понадобится наша помощь. Давайте, мы вместе расскажем ему про зиму. Скажите, пожалуйста, как мы узнаем, что зима наступила? (Холодно, снег, одеваемся тепло.)
– А теперь давайте вспомним, а как мы развлекаемся зимой, во что играем? (Играем в снежки, делаем снеговика, катаемся на санках, на ледянках.)
– Да, очень весело проводим мы время. Давайте мы Колобку подарим ледянку и отправимся в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! Ребята, а что кругом? (Много снега.) Скажите мне, пожалуйста, как называется явление, когда падает снег? (Снегопад.) Давайте, послушаем снеговика, что же он нам расскажет про снегопад? (Снеговик рассказывает.)
– Давайте, покажем, как летят снежинки.
Дыхательная гимнастика
Чтобы на снежинку нам подуть,
Нужно глубоко вдохнуть.
Воспитатель. Набираем воздух носом, сделаем губки трубочкой, дуем на снежинки. (Дуют на снежинку.) Молодцы!
– Ой, ребятки, здесь чьи-то следы? Интересно, чьи они? Давайте вспомним сказку, кого же встречает колобок в своем пути? (Зайца.)
– Правильно, это заячьи следы. Давайте, пойдем по следам, может самого зайца встретим. (Идут по следам.) А вот и он сам! Ребята, давайте расскажем нашему Колобку о зайчике. Какого цвета зайчик? (Белого.)
– А летом, каким он был? (Серым.)
– Какие вы молодцы! Правильно, зимой у зайца шубка белая, как снег, поэтому мы его сразу не заметили! А почему он сменил шубу? Легче спасаться от кого?
– Как называется домик зайца? У зайца нет домика, он спит прямо под кустиком.
А теперь пошли дальше. Да тут еще следы, а эти следы побольше.
Давайте подумаем, Колобок кого же встретил после зайца? (Волка.)
– Волк у нас какой он? (Серый, злой, хищник.)
– Чем питается, на кого охотится волк? (На зайца, на мышей.)
– Зимой волку тяжело приходится находить еду, потому что снег глубокий, ему трудно поймать добычу. Ребята, посмотрите, а у волка что-то есть. Какая-то волшебная коробочка.
Задание «Волшебная коробочка»
Воспитатель. Давайте посмотрим, здесь какие-то рисунки. Что изображено на первом рисунке? (Лето.) А на втором? (Зима.) Здесь уже приметы зимние и летние перепутались. Наша задача, сейчас разобрать эти приметы по временам года. Например, здесь что изображено? (Снег.) Это явление мы когда наблюдаем? (Зимой.) Значит, снег мы прикрепляем к зиме. А здесь что? (Ягодка.) Ягодка, когда созревает? (Летом.) Ягодку прикрепляем к лету. Вы готовы? Начали. Молодцы, мои хорошие! А сейчас проверим, все ли вы правильно сделали? Все правильно справились с заданием. Продолжаем дальше.
– Скажите, пожалуйста, кого встретил Колобок в сказке после волка? (Медведя.) Почему-то нигде не видно медвежьих следов. Почему, как вы думаете? (Медведь лёг в спячку.)
– Правильно, а где он спит? (В берлоге.) Да, посмотрите на экран, медведь спит в своей теплой берлоге.
– Как долго он будет спать? (До весны.)
– Давайт, пройдём мимо берлоги тихо-тихо, чтобы не разбудить Мишку. И покатился Колобок по зимнему лесу дальше и встретил кого? (Лису.)
– Лиса какая она? (Хитрая, рыжая.)
– Чем питается лиса? (Охотится на мышей, зайцев.)
– А где живёт лиса? (В норе.)
– Правильно! Какие же вы молодцы, всё знаете. Ребятки! А давайте вспомним, чем заканчивается сказка? (Лиса съедает Колобка.)
– Ребята, я не хочу, чтобы нашего Колобка съела лиса. А вы? Как же нам его спасти? (На экране лиса предлагает выполнить задание.) Задания она спрятала в «Сказочном рюкзачке».
Задание «Сказочный рюкзачок»
Воспитатель. Этот рюкзак не простой, а сказочный, здесь собраны все зимние сказки. Вы должны будете их отгадать. А вот и первый рисунок, он из какой сказки? (Ответы детей.)
– Молодцы, справились! Лисичка стала доброй и не съела колобка! Ребятки, вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Скажите, пожалуйста, кому мы сегодня с вами помогли? (Колобку.)
– Что нового вы узнали? (Снегопад.)
— Молодцы, ребятки! Вы помогли Колобку, а Колобок в свою очередь тоже хочет сделать вам приятное: он принёс вам замечательную книгу сказок. Эту книгу вы обязательно прочитаете в группе. Ну а теперь мы прощаемся с вами, до свидания, ребятки! Удачи вам, мои хорошие!