Животные в зимнем лесу

№ 203

(НОД в средней группе по обучению русскому языку)

воспитатель вышей квалификационной категории детского сада №1 «Солнышко» Сармановского района

Программное содержание:

– обогащать и активизировать лексику детей новыми словами: веселый, грустный, снег, елка;

– вырабатывать навык употребления ранее изученных слов: заяц, лиса, волк, кто?

Задачи:

образовательные:

– формировать элементарные навыки составления описательного рассказа;

– развивать умение пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

– упражнять выделять характерные признаки и качества (какой);

– развитие умения согласовывать существительные в роде и числе;

–умение использовать пространственные предлоги в, за, под и правильное употребление падежных форм;

– развитие умения строить простые предложения: «это+сущ.», «сущ.+гл.», «сущ.+имя прилаг.»;

развивающие:

– продолжать развивать речь, внимание, мышление;

– воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая;

– воспитывать заботливое отношение к животным.

Предварительная работа:

– чтение художественной литературы о животных наших лесов;

– показ иллюстраций, отгадывание загадок;

– проведение дидактических игр, подвижные игры;

– рассматривание схем по описанию;

– разучивание песен и стихов, введение новых русских слов: рыжая, белый, мохнатый, пушистый;

– наблюдение за зимними явлениями на прогулке.

Оборудование и материалы: экран, проектор, компьютер, мольберт, игрушки: заяц, лиса, волк, мячик.

Методы и приемы: сюрпризный момент (письмо, что у зайца день рождение), проблемная ситуация (зайцу одиноко, грустно, потому что все звери в лесу спрятались), вопросы и ответы, уточнения, дополнения, обобщения, поощрения, физкультминутка «Колобок», составление описательного рассказа с детьми, дидактическая игра «Где спрятался заяц?»,

повторение (хоровое, индивидуальное).

Ход занятия

Воспитатель. Пожелаем здоровья на русском языке.

Дети. Здравствуйте, доброе утро.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе (хлопают в ладоши)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим, (стучат кулачками друг об друга)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)

Будем снова мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на другой руке)

Мы закончили считать.

Сюрпризный момент (Стук в дверь.) К нам пришло письмо.

Воспитатель. Ребята, от кого это письмо? Может кто-то в беду попал и ему нужна наша помощь, а может быть какая-то радость и он хочет поделиться с нами? Откроем и прочтем письмо.

Письмо «Ребята, у меня сегодня день рождение. Я приглашаю вас всех к себе в гости». (На конверте рисунок зайца.)

Воспитатель. Пойдем поздравлять зайца. Возьмём ли подарок зайцу?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь… Вот мы и оказались в лесу. (1-й слайд: картина зимнего леса.) Что вы видите в лесу?

Дети. Здесь много деревьев. Ёлка зеленая.

Воспитатель. Какое время года в лесу?

Дети. Зима.

Воспитатель. Почему вы думаете, что зима?

Дети. Кругом лежит белый снег.

Воспитатель. Повторите: белый снег. (Индивидуально, хором.) Лес, ребята, большой. Что вы ещё заметили в лесу? (2-й слайд: следы на снегу.)

Дети. Следы.

Воспитатель. Чьи это следы?

Дети. Следы зайца.

Воспитатель: Правильно. А где заяц? Мы пойдём по следам и узнаем где он. Куда ведут следы?

Дети. Следы ведут к дереву. (3-й слайд) Он спрятался за деревом.

Воспитатель. Где спрятался заяц?

Дети. Заяц спрятался за деревом. (4-й слайд)

Дети. Это заяц.

Воспитатель. Заяц какой?

Дети. Белый, пушистый, маленький.

Воспитатель. А настроение у него какое?

Дети. Заяц грустный.

Воспитатель. Повторите все вместе: заяц грустный. А почему заяц грустный? (Ответы детей.)

Воспитатель. Зайцу грустно. Никто не пришел к нему на праздник. Поможем развеселить зайца?

Дети. Да.

Воспитатель. Споем зайцу песню. Может он повеселеет? (Исполняют песню «Зайка беленький сидит».)

Зайка беленький сидит, он ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп – надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок – надо зайке поскакать.

Воспитатель. Заяц по-прежнему грустный. Ребята, давайте подумаем, как же развеселить зайца.

Дети. Позовём друзей…

Воспитатель. Ребята, я слышу какой-то шорох, кто там крадется? Это лиса торопится к зайцу. Лиса спряталась, позовём ее.

Дети. Су-су-су – позовём сюда лису.

Воспитатель. Не слышит она нас. Позовём лису громко.

Дети. Су-су-су – позовем сюда лису. (5-й слайд: лиса.)

Воспитатель. Это кто?

Дети. Это лиса.

Воспитатель. Она какая?

Дети. Она рыжая. Лиса пушистая.

Воспитатель. Лиса маленькая или большая.

Дети. Она маленькая.

Воспитатель. Где живёт лиса?

Дети. Лиса живет в лесу. В норе.

Воспитатель. Расскажи, Булат, про лису. (Описание двух или трех детей.) Ребята, пойдём, на полянку и немножко отдохнём.

Физкультминутка

Воспитатель. Ребята, вы любите сказку? Вспомним сказку про колобка.

Жил-был колобок – румяный бок.

По дорожке покатился и домой не воротился:

Видел мишку, видел волка, видел зайку.

Докатился до лужайки и сыграл на балалайке.

У лисы сел на носу, больше нет его в лесу…

Воспитатель. Ай-да, хитрая лиса, не шали, лучше с нами посиди. Где сидит лиса?

Дети. Лиса под деревом.

Воспитатель. Ребята, кто-то прячется за ёлкой. (Слайд 6)

Дети. Волк.

Воспитатель. Где прячется волк?

Дети. Волк за ёлкой.

Воспитатель. Волк какой?

Дети. Он серый. Волк мохнатый.

Воспитатель. Волк маленький или большой.

Дети. Он большой.

Воспитатель. Где живёт волк?

Дети. Волк живёт в лесу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что лежит под ёлкой. Это – подарок волка.

Воспитатель. Где подарок?

Дети. Под ёлкой.

Воспитатель. Ну и лиса без подарка не пришла. Мы тоже приготовили подарок для зайца. Вот тебе от нас большая морковь.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, заяц веселый? Повторите все вместе: заяц веселый. Подарок подарили, а теперь споём каравай. (Песня «Каравай» в кругу.)

Как на зайкино рождение испекли мы каравай

Вот такой вышины, вот такой  нижены.

Вот такой ширины. вот такой ужины.

Каравай — каравай, кого любишь – выбирай.

Я люблю, конечно, всех, но а маму больше всех. (Слайд 7)

Воспитатель. Ребята, настроение у заяца какое?

Дети. Весёлое.

Воспитатель. А почему?

Дети. Потому что к нему пришла лиса.

Воспитатель. Какая лиса?

Дети. Рыжая, пушистая, маленькая.

Воспитатель. Кто еще пришел?

Дети. Волк.

Воспитатель. Волк какой?

Дети. Серый, большой.

Воспитатель. Ребята, зимой быстро темнеет, надо успеть вернуться в детский сад. Попрощаемся с зайкой и его друзьями.

Игра «Чей домик» (Игра с мячом.)

Воспитатель. Я буду кидать мяч, и называть животное, а вы бросаете мне мяч обратно и называете его жилище.

Где живёт белка? (Белка живёт в дупле.)

Где живёт волк? (Волк живёт в логове.)

Где живёт лиса? (Лиса живёт в норе.)

Где живёт медведь? (Медведь живёт в берлоге.)

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом)

Где живёт ёж? (Ёж живётв норе.)

Заключительная часть 

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в лесу? Что вы видели там? На какой праздник мы пришли? Как развеселили зайку? Что делали? Когда придут за вами ваши родители, что вы им расскажете?