Как построить дом?

№ 203 

(Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение, литературное чтение на родном языке, математика) на формирование функциональной грамотности во 2 классе)

Гульшат СИБГАТУЛЛИНА, Айгуль ГАЛИМОВА, Гузелия ГИНИЯТУЛЛИНА,

учителя начальных классов гимназии №1 им. Р.Фахрутдина г. Альметьевска

Тип урока: открытие нового знания.

Цель для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».

Цель для обучающихся:

– познакомиться с многообразием строительных профессий;

– расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.

Задачи для учителя: формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.

Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися; формирование устойчивой мотивации к обучению; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников;

познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся;

коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения данной задачи;

регулятивные: определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование представление о технологии строительства городских и сельских домов, используемых материалах, видах строительной техники.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные, поисковые, игровые, групповая работа. Технология развития критического мышления.

Оборудование и технические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Технологическая карта урока

Этапы урока и цели Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные действия
I. Мотивирова-ние к учебной деятельности

(3 мин.)

Эмоциональный настрой.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

 

Фронтальная беседа.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Кунакларны һәм балаларны сәламләү.

– Хәерле көн! Әйләнә-тирә дөнья белән танышу дәресен башлыйбыз.

2. Эмоциональ настрой.

– Бүген без дәрестә үзебезгә яңа белемнәр алырбыз.

– Дәресебез кызыклы булсын өчен укучылар нинди булырга тиешләр?

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные.

Личностные: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные:

проверяют готовность  рабочего места под руководством учителя, нацеливаются  на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

 

II. Актуализация знаний (2мин.)

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

 

 

 

ТКМЧП- кластер.

Игровая ситуация.

Практический.

 

 

– Узган дәрестә без ЭКОНОМИКА дигән төшенчә белән таныштык.  Экономика өлкәләрен искә төшерик.

(Учитель даёт наводящие вопросы.)

– Бу өлкә җиләк-җимеш, ит, сөт җитештерә.

– Бу өлкә кешеләрне киендерә, көндәлек кирәк-яраклар, самолетлар, автомобильләр җитештерә.

– Бу өлкә кирәк-яраклар сата.

Без буген тагын бер өлкә турында белеп китәрбез.

– Беләсегез киләме сүз: нәрсә турында бара?

– Бирелгән сүзләрне нәрсә берләштерә?

ОЯ, ЙОРТ, ӨЙ, ӨН

Табышмак.

ӨН дисең – җәнлек торса,

ЙОРТ дисең – кеше торса. (Өй)

– Әлеге сүзләрне нинди ике төркемгә бүлеп була?

– Табышмак тыңлап узыйк:

Килделәр агайлар балтасыз,

Салдылар өйне тактасыз. (Буран)

– Буран да өйне төзегән. Ничек уйлыйсыз: өй төзү авыр эшме ул? Менә бит, бер әйтем дә бар:

Өй төзүнең ние бар?

Чутлыйсы да өясе.

– Өй, йорт төзү өчен нәрсәләр кирәк? Иң беренче итеп кеше үзенә нәрсә куярга тиеш?

1. Максат куярга кирәк.

2. Эш планы.

3. Йортның проекты.

4. Төзелеш транспортлары.

5. Төзелеш материаллары.

6. Түземлелек, тырышлык, ныклы белем һ.б.

– Димәк без нинди өлкә белән таныштык?

– Татар халкында эш турында нинди мәкальләр бар икән? Әйдәгез, карап үтик.

Төркемнәрдә эш

– Бирелгән сүзләрдән мәкаль һәм әйтемнәр төзе.

1. Йөз кат әйткәнче, бер кат эшләп күрсәт.

2. Җиде кат үлчә, бер кат кис.

3. Һәр эшнең ахырын уйлап эшлә.

4. Нинди күпер салсаң, шундыйдан үтәрсең.

5. Балачактан өйрәнмәсәң, картайгач үкенерсең.

Фәнис Яруллин. «Эшнең аның берние юк» Шигырь буенча әңгәмә.

– Читтән карап торуга һәрбер эш җиңел .Ә чынлыкта ничек икән?

 

 

 

 

Сельское хозяйство – авыл хуҗалыгы.

Промышленность

 

Торговля – сәүдә

 

 

 

 

– Барысы да яшәү урыны.

 

 

 

– ОЯ, ӨН

ЙОРТ, ӨЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Строительство – төзелеш

 

 

 

 

 

– Проектор

Предметные:

вспоминают отрасли экономики.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

 

 

 

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи (5 мин.)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 

 

Фронтальная, словесная

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Я предлагаю вам очень внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма и ответить на вопрос: в каком доме вы бы сами предпочли жить?

Просмотр мультфильма «Три поросенка»

– Вы все узнали сказку. Скажите, в каком доме вам бы хотелось жить?

– Почему?

– Почему волку удалось сломать дома поросят?

– Выскажите своё мнение, каким должен быть дом.

Сочинение сказок «наизнанку»

– Придумайте сказку про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

 

 

 

                         

.

 

 

 

 

 

 

– Как построить дом?

– Научиться строить дома.

–Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

 

Предметные:

вспоминают известные сведения о строительстве,

понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП.

Познавательные:

постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение  новых знаний и способов действий (15 мин.)

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 

Фронтальная,

индивидуальная,

словесный,

наглядный,

чтение, беседа,

коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая.

 

 

– Посмотрите на экран и скажите: все ли дома одинаковы? Какие бывают дома?

– Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные.

– А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, каменные?

– Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

– А всегда ли дома выглядели так?

Работа по рядам

– Получите карточки. Ваша задача определить, из какого материала построены эти дома, и соедините их.

– Проверяем. Молодцы, ребята, вы всё правильно сделали и я с вами согласна. И мы с вами можем сделать вывод: что главное при строительстве дома?

 

Физкультминутка  

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Мы на стройку все пойдём, (Шагаем на месте)

Дружно мы построим дом. (Руки вверх)

Двери все широкие, (Руки в сторону)

Потолки высокие, (Руки вверх)

На полу ламинат, (Наклон вперед вниз)

Каждый житель будет рад. (Руки на пояс и повороты в сторону)

– Скажите в реальной жизни  мы можем так построить дом?

 

-Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие – строители, машины

 

— Как вы думаете, что надо для строительства дома ?

– Предлагаю поработать в группе (по 4 человека).

– У вас на столах карточка со словами.  Разбейте их на группы.

кирпич  самосвал  кровельщик

песок  цемент  экскаватор  плотник      брёвна  шифер  бетономешалка  доски         каменщик

– Сколько групп у вас получилось?

– Назовите их.

– Проверяем. Назовите слова, которые вы отнесли к первой группе «строительные материалы».

– Назовите слова, которые вы отнесли к второй группе «строительная техника»

– Назовите слова, которые вы отнесли к третьей   группе «профессии».

– Итак, чтобы построить крепкий, надежный дом что необходимо? Кто?

Вывод. Мы выяснили, что на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна дружная слаженная работа людей разных профессий и хорошая техника. (слайд)

Работа в группе. Какие строительные материалы используют в строительстве? Вам нужно найти информацию на столах. Найти названия строительных материалов.

– А какие машины облегчают труд строителей?  А какие машины облегчают труд строителей?  Об этом вы узнаете прочитав на странице учебника.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

– Все дома разные

Просмотр фото домов в татарских деревнях в XIX в.

Деревянные дома – это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков

Деревянный дом –дерево; кирпичный дом – кирпич; панельный дом – панели.

 

 

 

 

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой.

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Приседают.

 

-Каким бы дом ни был, кирпичным, каменным или деревянным, он должен быть прочным и надёжным.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Три стройматериалы, рабочие-строители, машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

1. Какие  используют строительные материалы?

2. Какие машины помогают строить?

3. Кто работает на стройке?

Предметные:

познакомиться со строительными материалами, машинами, профессиями.

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого

Предметные:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

 

 

 

 

 

Личностные: осуществляют профилактику утомления.

 

 

 

 

V. Закрепление знаний и способов действий (8 мин.)

Цель: закрепить навыки правильного письма.

 

Коллективная.

 

 

Фронтальная.

 

 

 

 

1. Игра «Кто работает на стройке?»  Закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании.

Расчищает строительную площадку бульдозером – бульдозерист;                      бетонирует фундамент – бетонщик;        кладет стены (из камня, кирпича) – каменщик;

поднимает грузы подъемным краном – крановщик;

кроет крышу – кровельщик;                        белит и красит стены, двери… – маляр- штукатур; делает рамы, двери – плотник, подвозит строительный материал на тракторе – тракторист;                                        подвозит строительные материалы на самосвале – шофер;                                 сваривает металлические конструкции – электросварщик;  роет яму под фундамент экскаватором – экскаваторщи .

Игра – проект «Юные строители»

– У вас на партах детали дома. Вы должны собрать модель дома и рассказать какие материалы использовали? Какие работы велись при строительстве дома.

– Из фигур, вырезанных из цветной бумаги учащиеся первой группы выкладывают аппликацию деревянного дома, вторая группа – модель панельного дома.

Защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети составляют план:

1. Сделать эскиз дома.

2. Подготовить план дома.                    3. Подготовить площадку для постройки.

4. Выбрать строительные материалы.

5. Начать строительство (фундамент-кладка стен-крыша).

6. Отделочные работы.

 

Предметные:

знакомятся с профессиями на стройке.

Регулятивные:

– умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

– умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Коммуникативные:

умение работать в группе.

 

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

 

– Послушаем стихотворение:

Новый дом

Вчера сломали старый дом.

Мы много лет прожили в нем.

Сегодня мы переезжаем,

Все вещи быстро собираем.

Наш новый дом – многоэтажный.

Вверху – четыре стройных башни,

Внизу – парадное крыльцо.

Мне нравится буквально все.

Внутри – порядок, чистота.

Снаружи – просто красота!

Лифт едет быстро,как ракета,

Мечтали долго мы об этом.

Вблизи от дома магазин

И, видно, даже не один.

Есть парк немного вдалеке,

Гулять там будем налегке.

Всем радует нас новый дом!

Мы в нем все дружно заживем.

Задание. Назовите слова, противоположные по смыслу (вчера-сегодня, новый-старый, вверху-внизу, внутри-снаружи, быстро-долго, вблизи-вдалеке).

– Ребята, вы построили свой дом. А теперь предстоит внутренняя отделка дома. Вам необходимо купить плинтуса. Как вы поступите? К нам приходит на помощь какая наука? Да! Математика! 1. Сколько метров плинтуса необходимо купить для укладки пола прямоугольной формы? Длина – 6 м, ширина – 4м.

 

Длина Ширина Решение
     

2. 1 м плинтуса стоит 90 руб. Сколько стоит 10 м плинтуса?

10 м — руб?
   
Читают стихотворение, заменяя антонимами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
VII. Домашнее задание (2 мин.)

Цель: разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Нарисовать «Дом своей мечты».

Дополнительное. Можно ли построить дом «вверх тормашками»?

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

 

 

Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.