Подготовка к сочинению. Описание природы

№ 202

Елена ШАТУНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №113 им. Героя России М.Р.Ахметшина г. Казани

Цели и задачи урока:

– активизировать в памяти учащихся знания о частях речи;

– активизировать в памяти учащихся знания о типах текста;

– анализировать ситуации речевого общения, в которых используются разные части речи;

– создать условия для обогащения словарного запаса, расширения кругозора;

– отрабатывать порядок действий при списывании;

– учить работать в парах, слушать партнера;

– развивать критическое мышление, воображение, мотивацию к творчеству и к самостоятельному поиску информации, воспитывать внимательное отношение к слову;

– воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, запись отрывка из произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». рабочая тетрадь, таймер, фломастеры, листочки для записи слов.

(Дети сидят по группам по 4 человека, на середине парты — мэнэдж мэт. У каждого участника есть партнер по лицу и партнер по плечу.)

Ход урока.

  1. Организационный момент

(Доска включена. Заставка улыбающееся солнце.)

Учитель. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость.

– Каким вы хотите видеть наш урок? Что для этого нужно?

– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям, именно такой урок у нас и получится.

– Итак, я приглашаю вас, ребята, поработать в творческой мастерской.

– А что делают в мастерской?

– Вот и мы будем сегодня мастерить с помощью слов, предложений, мыслей и чувств. Будем готовиться к написанию сочинения.

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Создание положительного эмоционального настроя. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».)

Учитель. Какое настроение было у вас, когда слушали музыку?

– Какое время года вызывает такое же настроение? Почему? А бывает осенью весело?

– Наверное, каждый из вас понял, что тема нашего сочинения «Золотая осень».

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН

– Встаньте те, у кого день рождения осенью.

– Встаньте те, кто любит тепло.

– Встаньте те, кто помогаем родителям на даче.

– Встаньте те, кто любит дождь.

– Встаньте те, кто любит подснежники.

– Встаньте те, кто любит осеннее время года.

– Закройте глаза, какие ощущения у вас связаны со словом ОСЕНЬ?

– А теперь посмотрите на экран. (Картинка «Золотая осень» на экране.)

– Совпали ваши ощущения?

Стёзе класс

Учитель. Возьмите листочки, напишите 3 слова, которые описывают эту картину. Постарайтесь записать слова разных частей речи. Проведите черту. Встаньте, задвиньте стулья, перемещайтесь по классу, образовывайте пары, обменивайтесь своими записями, под чертой записывайте слова, которых у вас нет. (Время: 4 минуты по таймеру.)

– Прошу, сесть за свои места, посчитайте, сколько у вас слов получилось. У кого больше 20. Зачитывает слова тот, у кого больше. (Запись на доске.)

– Ребята, посмотрите, у нас получились слова разных частей речи. Какие части речи вы знаете? (Имена существительные, глагол, имена прилагательные.)

МИКС –ПЭА ШЭА (ТАЙМД-ПЭА-ШЭА)

Учитель. Встаньте, задвиньте стульчики, перемешайтесь по классу под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Когда музыка закончится, образуйте пары.

– Что вы знаете об имени существительном? Отвечает тот, кто выше ростом. (40 секунд по таймеру.)

Учитель. Музыка, перемещаемся по классу, образуем пары.

– Что вы знаете о глаголе? (30 секунд по таймеру.)

– Отвечает тот, у кого волосы длиннее.

– Музыка, перемещаемся по классу, образуем пары.

– Что вы знаете об имени прилагательном? (30 секунд по таймеру.)

– Молодцы, садитесь на свои места.

– Отвечает тот, у кого букв больше в имени.

III. Основная часть

Рыжая осень устроила бал,

Пышный, нарядный, цветной карнавал.

В желтом березы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,

Ивы серебряные, в золоте клены.

Осень ковер расстелила из листьев,

В нем разноцветные шляпки грибов,

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех ребят приглашает.

Учитель. Прослушав строчки об осени, встречаясь с ней каждое утро, видя происходящие изменения в природе, давайте свои мысли и чувства опишем.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

Учитель. Возьмите белые листы, они разлинованы. Напишите по середине в столбик осенние слова – существительные, которые близки вашей душе и придут на память. Пишите каждый на своем листочке. Вы можете использовать слова, над которыми только что работали.

– Давайте приведём примеры.

– Теперь передайте листочек своему партнеру, добавьте, пожалуйста, к этим словам ещё одно слово слева, подходящее по смыслу, слово признак. (Прилагательное.)

– Теперь передайте листочек обратно своему партнеру, добавьте, пожалуйста, к этим словам ещё одно слово справа, подходящее по смыслу, слово действие. (Глагол.)

– Продолжая работать в парах, добавляете те же слова.

– Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. (4 – 5 учащихся.)

КОНЕРС

Учитель. Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Посмотрите, у нас в трех углах таблички с названиями осенних месяцев. Выберите тот месяц, который вам ближе по душе, образуйте пару, обсудите друг с другом, почему вы выбрали именно этот месяц.

–Поэты посвящали стихи всем временам года, но у каждого было свое – самое любимое. А.С.Пушкин больше всего любил… (осень).

– Осень для поэта была периодом творческой работы, когда он писал много стихов, рассказов, поэм. Многие поэты посвящали стихи осени. Посмотрите на их портреты. Это портреты А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.В.Кольцова, К.Д.Бальмонта, А.Н.Плещеева, И.А.Бунина.

– Мы очутились с вами в мире поэзии. О чем только не пишут поэты. Но всех их объединяет любовь к России, к ее прекрасной и разнообразной природе. Берегите природу, любите любое время года – этому учат нас их произведения. (Ученик читает стихотворение «Уж небо осенью дышало.)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Ученица читает стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора…»)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Ученица читает отрывок из стихотворения С.А.Есенина.)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

(Ученица читает стихотворение И.Бунина.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Завороженный тишиной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Физкультурная пауза под песню «Листья желтые»

Учитель. Теперь я дам маленькое предложение «Осень пришла».

Распространите его с помощью прилагательных и слов-действий, чтобы получилось красивое предложение. Одно из слов или ОСЕНЬ или ПРИШЛА вы можете заменить на своё.

– А теперь, когда вы поняли, как составить красивые предложения, чтобы написать сочинение, давайте подумаем, о названии ваших сочинений. В самом начале урока мы с вами определи тему, о чем мы будем писать? Напомните, пожалуйста. (Об осени.)

– Но просто об осени – это широкая тема. Мы будем писать, конечно же, о чём-то более конкретном. Давайте подумаем, как вы назовете своё сочинение.

– Ребята, давайте вспомним, какова структура сочинения?

– На какие основные части вы должны разделить сочинение? (Вступление, основная часть, заключение.)

– Не забывайте об орфографии.

– А сейчас подумайте и составьте устно рассказ об осени, о чем бы вы написали дома?

  1. IV. Домашнее задание

Написать сочинение об осени.

  1. V. Рефлексия

Учитель. У вас на столах лежат белые и жёлтые цветы. Если вам понравилось, заниматься в нашей творческой мастерской, и в вашей душе зажегся осенний лучик, поднимите жёлтый цветок, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите белый цветок.

– Спасибо за работу!

У природы нет плохой погоды,

Все сезоны чудно хороши.

Но сегодня в гости приходила осень,

Ей стихи читали от души.

– Урок окончен!