Прямое и переносное значение слова
№ 202
Прямое и переносное значение слова
(Урок по русскому языку в 5 классе)
Гулия МУТАЛЛАПОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы №91 г. Казани
Цель урока: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником; формирование знаний о прямом и переносном значении слова.
Планируемые результаты:
личностные: ученик научится саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
регулятивные: ученик научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
познавательные: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: обучающийся научится прислушиваться к мнениям других и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия;
предметные: обучающийся научится различать прямое значение от переносного, обучающийся получит возможность научиться находить в тексте слова с прямым и переносным значением, составлять словосочетания и предложения с прямым и переносным значением и применить их в своей речи.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Оборудование: учебник (Баранова М.Т., Ладеженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс), компьютер, проектор, эталоны для самопроверки, лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
- I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Посмотрите друг на друга,
Пожелайте всем удачи!
И успехов всем, везде.
И в учёбе, и в труде!
Ребята, а при каких условиях можно иметь успехи в учебе?
Учащиеся. Если трудиться и очень стараться.
– Я думаю, если хорошо учиться и работать, то не только достичь больших успехов можно, ну вообще всегда и во всем быть победителем.
Учитель. А вы готовы учиться и трудиться?
Учащиеся. Готовы.
- II. Актуализация прочного учебного действия
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упр. 334, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон к упражнению 334
Оранжевый – средний между красным и жёлтым, цвет апельсина. Лиловый – светло-фиолетовый, цвета сирени или фиалки Ель – вечнозелёное хвойное дерево с прямым крепким стволом и густой кроной. Сосна – вечнозелёное хвойное дерево со строго мутовчатым ветвлением и побегами двух типов – удлинёнными и укороченными.
|
Эталон к заданию по карточкам
Задание. Впишите значение слова идти. Для справки: шагает, показывается, падает, подходит (к лицу). снег идёт – падает кинофильм идёт – показывается рыжий кот по улице идёт – шагает навстречу женщина идёт – шагает шубка этой женщине идёт – подходит (к лицу)
|
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упр. 334 без ошибок. А теперь те, у кого возникли затруднения. Какие ошибки вы увидели?
– Поднимите руки те, кто выполнил задание по карточкам без ошибок. А какие затруднения у вас возникли?
– Прочитайте лучшую творческую работу классу. А вы, ребята, прослушайте и проанализируйте его. С какими трудностями вы встретились при выполнении этого задания?
– У вас на парте лежит карта самооценки. Оцените свою деятельность на данном этапе, на каком уровне вы усвоили домашнее задание? И не забудьте оценивать себя в течении всего урока.
III. Выявление места и причины затруднения
Учитель. Давайте обратим внимание на экран. Прочитайте текст и найдите слова с переносным значением.
Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
– Почему ты не повесил ее сушить?
– Я не достал до солнышка.
Учитель. Пожалуйста, заполните таблицу.
Словосочетания с прямым значением | Словосочетания с переносным значением |
Эталон для проверки таблицы
|
Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?
Учащиеся. Я записал все словосочетания в первый столбик таблицы.
– А я не смог найти словосочетания с переносным значением.
Учитель. А с помощью каких правил можно объяснить эти ошибки?
Учащиеся. Нет, затрудняемся.
Учитель. Какова проблема?
Учащиеся. Мы не знаем, в каких случаях слова приобретают переносное значение.
- IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Давайте определим цель нашей дальнейшей работы.
Учащиеся. Определить прямое и переносное значение слов, научиться их использовать.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Учащиеся. Прямое и переносное значение слов.
Учитель. Теперь обратите внимание на слова, записанные на доске.
Горячая вода | Горячее сердце |
Говяжий язык | Языки пламени |
Прошёл по улице | Прошёл дождь |
Учитель. Что заметили?
Учащиеся. В левом столбике слова употреблены в прямом значении, в правом – не в прямом значении.
Учитель. Как определили? Как появляется переносное значение?
Учащиеся. Перенос значения с одного предмета на другой происходит по сходству между предметами, действиями и качествами. Язык пламени похож на язык человека, например.
Учитель. Какой метод будем использовать далее?
Учащиеся. Работа с учебником.
- V. Реализация построения проекта
Учитель. А теперь, ребята, прочитаем параграф 59 учебника.
– Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.
Учащиеся. Мы узнали, что прямое значение слова – это главное, основное значение слова, которое конкретно называет предмет, явление, признак, а все другие значения того же слова являются переносными. Прямое значение слова можно определить без сочетания его с другими словами, а переносное значение раскрывается только в предложении.
Ученик. Я хочу дополнить: не всегда можно определить прямое значение слова без его сочетания с другими словами. Например, слово ножка может обозначать: ножка ребенка, ножка стула, ножка гриба.
Учитель. Теперь составляем алгоритм в группах.
– Первая группа, представьте свой алгоритм.
Прямое значение | Переносное значение |
Главное, основное значение слова. Оно конкретно называет предмет, явление, признак. Прямое значение слова можно определить без сочетания его с другими словами. | Другие значения того же слова являются переносными. Переносное значение раскрывается только в предложении. |
Учитель. А теперь прочитайте предложения, которые спроецированы на доске и попробуйте определить слова с прямым и переносным значением.
- Глубокий снег точно присел, потемнел и начал таять.
- Он присел на край скамейки.
- У меня есть свежая информация по этому вопросу.
4 .Я сделала салат из свежих огурцов.
- Летом носят одежду из светлых тканей. 6. В голове всегда должны быть светлые мысли.
Учащиеся. В первом предложении слово «присел» дано в переносном значении, а во втором в прямом.
– В третьем предложении «свежие» – в переносном, а в четвертом – в прямом.
– В пятом предложении слово «светлый» в прямом значении, а в шестом – в переносном.
Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?
Учащиеся. Можем. Словосочетание «Сушить на солнышке» нужно было написать во второй столбик, потому что это переносное значение слова.
А я словосочетание «вернулся с рубашкой» надо было написать в первый.
- VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель. Ребята, далее мы с вами выполним упр. 335. Прочитайте словосочетания и определите значение выделенных слов.
Учащиеся. Легкий чемодан – прямое значение, легкая задача –переносное.
Атмосфера земли – прямое значение слова, атмосфера дружбы – переносное значение.
Корень зла – переносное значение, корень дуба – прямое значение.
Ехать зайцем – переносное значение слова, трусливый заяц – прямое значение.
Свежие новости – переносное значение слова, свежий хлеб – прямое значение.
Злой ветер – переносное значение, злой человек – прямое значение.
Открытое окно – прямое значение, открытая улыбка – переносное значение.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Учащиеся. Да, надо еще потренироваться.
Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку №1 и выполните задание.
Прочитайте предложения и выпишите словосочетание с переносном значении.
Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.
|
Учащиеся. Улыбнулись березки, могут березы улыбаться? Нет. Значит это – переносное значение.
Сонные березки. Могут березы быть сонными? Нет. Значит это – тоже переносное значение.
Шёлковые косы, у березы и кос нет, у них только ветки, это – тоже переносное значение.
Берёзки растрепали – не могут березы растрепать косы, значит это –тоже в переносном значении употреблено.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения?
Учащиеся. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.
Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Со словами звезда, крыло составите словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.
Учащиеся. Звезда на небе – звезда эстрады;
Крыло птицы – крыло самолёта.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Учащися. Да.
Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?
Учащиеся. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Постараемся, мы уже немного потренировались
Учитель. Откройте карточку №2.
Карточка №2
Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении?
Верный (решение, друг, перевод, средство) Чистый (вода, золото, лист, комната, небо, произношение, душа) Тёплый (батарея, вечер, шарф, письмо, приём) |
Учитель. Распределите словосочетания в таблицу, которая лежит у вас на партах.
Прямое значение | Переносное значение |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Прямое значение | Переносное значение |
Верное решение, верный перевод
Чистая вода, чистый лист, чистая комната Теплая батарея, теплый шарф |
Верный друг, верное средство
Чистое золото, чистое небо, чистое произношение, чистая душа. Теплое письмо, теплый прием |
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Учащиеся. В основном справились с заданием, но одно словосочетание «чистая душа» я выписал не в ту графу. Сейчас я вижу, что «чистая душа» это не прямое значение слова, а переносное.
Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?
Учащиеся. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новый материал?
Учащиеся. Нет, мы еще мало работали. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. № 336. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.
Учитель. Проверьте свои работы по эталону.
Проверка по эталону:
медлительный | черепаха |
быстрый, шустрый | молния, стрекоза |
говорливый | попугай, утка |
хитрый | лиса |
боязливый, пугливый | заяц |
трудолюбивый | муравей. пчела |
чистоплотный, аккуратный | енот, кошка |
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Учащиеся. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Чем отличаются прямое и переносное значения слов?
Учащиеся. Прямое значение – это главное, основное значение слова, а второстепенные значения – это будет переносное значение слов.
Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока. Достигли ли мы цель, которую поставили в начале урока?
Учащиеся. Да. Мы научились определять прямое и переносное значения слов, но у нас не было задания, где бы мы сами составляли такие предложения.
- IX. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. Чему был посвящён урок?
Учащиеся. Определение прямого и переносного значения слов.
Учитель. Какие затруднения мы испытали?
Учащиеся. Не всегда правильно определяли виды выразительных средств.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Учащиеся. Выполнение тренировочных упражнений.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
3 | Научился определять прямое и переносное значение слов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
4 |
Научился определять прямое и переносное значение слов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить прямое и переносное значение слов. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
5 | Научился определять прямое и переносное значение слов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
- Упр. №337 из параграфа 59.
- Придумайте 5 предложений по теме «В саду», используя слова в переносном значении.
- Выписать из стихотворений русских поэтов 10 примеров использования выразительных средств языка.
Учитель. Спасибо, я вами довольна.