Автоматизация звука [л’] в словах
№ 197
(Индивидуальное занятие)
Эльвира АМЕРХАНОВА,
учитель-логопед I квалификационной категории Стародрожжановского детского сада №1 «Солнышко» Дрожжановского района
Цель: автоматизировать звук [л’] в словах.
Задачи:
коррекционная: выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’];
образовательные:
– согласовывать имена существительные с числительными;
– активизировать словарь по теме «Фрукты»;
развивающие:
– развивать связанную речь;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
– развивать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги;
– развивать мелкую моторику;
воспитательная: воспитывать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: ручки, карандаши, тетради, зеркала, предметные картинки, изображение Вини-Пуха, корзина, муляжи фруктов, иллюстрация «Вини-Пух и Чебурашка спешат в гости».
Ход занятия
- I. Организационный момент
Учитель-логопед. Здравствуй! Сегодня к нам на занятие придёт сказочный герой. Хочешь узнать кто это? Тогда внимательно слушай загадку:
Он в мультфильмах песенки поёт,
Пчёл не любит, очень любит мёд.
Он ребятам самый лучший друг.
Догадался? Это … (Вини-Пух).
Учитель-логопед. Молодец! А ты знаешь, где он живёт? (В лесу.)
– Какой первый звук в слове «лес»? ([л’])
– Правильно. Сегодня Вини-Пух поможет нам собрать корзину с фруктами, в названии которых есть звук [л’]. Он принёс загадки о фруктах, которые мы должны отгадать и красиво произнести их названия. Для этого давай сделаем артикуляционную гимнастику.
- II. Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для губ «Улыбка-трубочка».
- Упражнения для языка «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка».
III. Догадайся сам, загадай своим друзьям
Учитель-логопед. А вот и загадки Вини-Пуха:
- На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
- Очень любят обезьяны
Кушать спелые… (бананы).
- Он сочен и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Будем кушать ты и я. (Апельсин)
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
- Схож он с бусами немножко,
Каждый листик – как ладошка.
Был зелёный, а поспел он –
Стал янтарным, синим, белым. (Виноград)
- Спелый, сочный, ароматный,
Я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь,
Внутри ты косточку найдешь. (Персик)
- В шкуре жёлтой,
Кислый он,
Называется… (лимон).
- IV. Развитие фонематического восприятия
Учитель-логопед. Выбери из фруктов те, в названиях которых есть звук [л’].
- V. Звукобуквенный анализ слов
Учитель-логопед. Составь схемы слов: слива, апельсин, лимон. Укажи место звука [л’].
- VI. Пальчиковая гимнастика
Учитель-логопед.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. (Левую ладошку держим «ковшиком», правой имитируют помешивание в нём.)
Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарный песок. (Загибают пальчики на правой руке, начиная с «большого».)
Варим, варим мы компот.
Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.
Вот и корзина с фруктами уже полна. (Давай посмотрим, какими фруктами наполнена она.)
Мы в корзину поместили: лимоны, сливы, апельсины.)
VII. Вини-Пух и Чебурашка спешат в гости
Учитель-логопед. Вини-Пух совсем забыл, что ещё обещал прийти в гости к Пяточку, а его друг Чебурашка спешит в гости к крокодилу Гене. Помоги друзьям встретиться. Помни, что Чебурашка может передвигаться только по прямоугольникам на которых изображены лимоны, а Вини-Пух – только по прямоугольникам с изображением фруктов зелёного цвета.
– Укрась картинками, в которых есть песенка [л’], дорожку, по которой передвигался пятачок к Вини-Пуху.
– А дорожку, по которой передвигался Чебурашка к крокодилу Гене – именами людей, в которых есть песенка [л’].
VIII. Согласование имен существительных с числительными
Учитель-логопед. Посчитай, сколько лимонов увидел Чебурашки по пути к крокодилу Гене? А сколько зелёных фруктов увидел Вини-Пух на своём пути?
- IX. Итог занятия
Учитель-логопед. Вот и подошло к концу наше занятие, корзину с фруктами мы собрали и Вини-Пуху помогли добраться в гости к Пяточку. Вини-Пуху остался доволен помощью оказанной ему.
– А тебе понравилось наше занятие?
– Что больше всего тебе понравилось в занятии?