Автоматизация звука [л’] в словах

№ 197

(Индивидуальное занятие)

Эльвира АМЕРХАНОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории Стародрожжановского детского сада №1 «Солнышко» Дрожжановского района

Цель: автоматизировать звук [л’] в словах.

Задачи:

коррекционная: выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’];

образовательные:

– согласовывать имена существительные с числительными;

– активизировать словарь по теме «Фрукты»;

развивающие:

– развивать связанную речь;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

– развивать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги;

– развивать мелкую моторику;

воспитательная:  воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование: ручки, карандаши, тетради, зеркала, предметные картинки, изображение Вини-Пуха, корзина, муляжи фруктов, иллюстрация «Вини-Пух и Чебурашка спешат в гости».

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Учитель-логопед. Здравствуй! Сегодня к нам на занятие придёт сказочный герой. Хочешь узнать кто это? Тогда внимательно слушай загадку:

Он в мультфильмах песенки поёт,

Пчёл не любит, очень любит мёд.

Он ребятам самый лучший друг.

Догадался? Это … (Вини-Пух).

Учитель-логопед. Молодец! А ты знаешь, где он живёт? (В лесу.)

– Какой первый звук в слове «лес»? ([л’])

– Правильно. Сегодня Вини-Пух поможет нам собрать корзину с фруктами, в названии которых есть звук [л’]. Он принёс загадки о фруктах, которые мы должны отгадать и красиво произнести их названия. Для этого давай сделаем артикуляционную гимнастику.

  1. II. Артикуляционная гимнастика
  2. Упражнения для губ «Улыбка-трубочка».
  3. Упражнения для языка «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка».

III. Догадайся сам, загадай своим друзьям

Учитель-логопед. А вот и загадки Вини-Пуха:

  1. На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

  1. Очень любят обезьяны

Кушать спелые… (бананы).

  1. Он сочен и душист,

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Будем кушать ты и я. (Апельсин)

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

  1. Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зелёный, а поспел он –

Стал янтарным, синим, белым. (Виноград)

  1. Спелый, сочный, ароматный,

Я на яблоко похож.

Если пополам разрежешь,

Внутри ты косточку найдешь. (Персик)

  1. В шкуре жёлтой,

Кислый он,

Называется… (лимон).

  1. IV. Развитие фонематического восприятия

Учитель-логопед. Выбери из фруктов те, в названиях которых есть звук [л’].

  1. V. Звукобуквенный анализ слов

Учитель-логопед. Составь схемы слов: слива, апельсин, лимон. Укажи место звука [л’].

  1. VI. Пальчиковая гимнастика

Учитель-логопед.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. (Левую ладошку держим «ковшиком», правой имитируют помешивание в нём.)

Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарный песок. (Загибают пальчики на правой руке, начиная с «большого».)

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Вот и корзина с фруктами уже полна. (Давай посмотрим, какими фруктами наполнена она.)

Мы в корзину поместили: лимоны, сливы, апельсины.)

VII. Вини-Пух и Чебурашка спешат в гости

Учитель-логопед. Вини-Пух совсем забыл, что ещё обещал прийти в гости к Пяточку, а его друг Чебурашка спешит в гости к крокодилу Гене. Помоги друзьям встретиться. Помни, что Чебурашка может передвигаться только по прямоугольникам на которых изображены лимоны, а Вини-Пух – только по прямоугольникам с изображением фруктов зелёного цвета.

– Укрась картинками, в которых есть песенка [л’], дорожку, по которой передвигался пятачок к Вини-Пуху.

– А дорожку, по которой передвигался Чебурашка к крокодилу Гене – именами людей, в которых есть песенка [л’].

VIII. Согласование имен существительных с числительными

Учитель-логопед. Посчитай, сколько лимонов увидел Чебурашки по пути к крокодилу Гене? А сколько зелёных фруктов увидел Вини-Пух на своём пути?

  1. IX. Итог занятия

Учитель-логопед. Вот и подошло к концу наше занятие, корзину с фруктами мы собрали и Вини-Пуху помогли добраться в гости к Пяточку. Вини-Пуху остался доволен помощью оказанной ему.

– А тебе понравилось наше занятие?

– Что больше всего тебе понравилось в занятии?