Использование приема «интеллектуальная разминка» на уроках истории для повышения интереса учащихся к предмету

№ 196

Ильфат  ГИМАДЕЕВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории   многопрофильной гимназии №189 «Заман» г. Казани

Повышение качества знаний обучающихся напрямую зависит от интереса ученика к предмету. Историю невозможно изучать не испытывая интерес к прошлому. Современные реалии таковы, что доступных источников получения информации множество. Существуют интернет каналы, блоги, где идет обсуждение исторических фактов. Как известно, не все они отличаются исторической достоверностью, а в ряде случаев имеет место фальсификация событий. Однако контент данных материалов выглядит зачастую привлекательнее школьного урока, из-за чего ученик может «переключить» свой интерес от школы в виртуальную среду. Ученик должен знать какая информация правдивая, а какая ложная. Личность учителя и роль предмета в данном случае имеют ключевое значение. Учитель должен поддерживать интерес обучающихся к своему предмету, дабы ученик не стал получать искаженные знания.

Работая двенадцатый год в системе школьного образования, я пришел к выводу, что интерес к уроку строится в самом его начале. Мною уже несколько лет применяется прием «интеллектуальная разминка». Она представляет из себя совокупность блиц-вопросов, которые позволяют учащимся быстро включиться в учебный процесс. Разминка может быть представлена во множестве вариантов:

  1. Викторина.
  2. Разминка – интеллектуальное шоу.
  3. Разминка – исторические мемы.

Первый вариант разминки представляет известную игру с несколькими раундами заданий. Для ее проведения класс делится на команды и проходит этапы, набирая очки.

Разминка – интеллектуальное шоу строится по образцу известных телеигр «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы». Существует множество интернет-платформ, где можно создать подобную разминку с насыщенной и интересной презентацией. Данный вид разминок может быть ориентирован не только на предметные знания истории, но и на общий кругозор, затрагивая межпредметные и метапредметные связи.

Третий вариант разминки разработан самими учениками. Исторический мем – это изображение деятеля истории или события в юмористическом стиле. Мемы позволяют не только включиться в процесс обучения, но и создают положительный эмоциональный климат в классе.

На сегодняшний день я обладаю большим банком разминок. Интересно то, что я уже не разрабатываю их самостоятельно, их делают учащиеся. Как утверждает создатель ТРИЗ технологий Анатолий Гин «лучшая дидактика – это ее отсутствие».

Представленный опыт разминок прошел апробацию в рамках моего участия в конкурсе «Учитель года – 2014 г. Казани» и на I городской педагогической конференции им М.С.Устиновой, 2018 г. В новом образовательном учреждении я транслирую свой опыт коллегам для того чтобы делать интегрированные с другими предметами разминки.