Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников
№ 194
Алия КАМАЛЕТДИНОВА,
студентка V курса Набережночелнинского государственного педагогического университета
В нашем мире современные дети живут в многочисленном потоке информации и информатизации. Живое общение, разговоры со сверстниками заменяет телефоны компьютер, планшеты, ноутбуки и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Как общаются же наши дети? Это – конечно очень сложный вопрос. Непонятные и рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто даже молодые не могут пересказать красочно сюжеты или историю. Они в основном не могут изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.
Развития речи я дошкольников, как показывает сегодняшняя реальность, не соответствует возрастной норме и вызывает серьезные опасения у специалистов, педагогов и родителей. Например: Если дошкольник по возрастным особенностям 4 – 5, 5 – 6 лет и.т.д должны составить по возрасту из 5 или 6 слов предложение. К сожалению многие дети не могут справляться с этим.
Как педагоги мы должны выйти из ситуации и найти фишку развивать речь у детей. Конечно, требуется и помощь родителей. И поэтому, я считаю для развитие речи детей это – театрализованная игра.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.
Все чаще поднимается вопрос о том, что следует использовать для успешного и эффективного развития дошкольника. В современной педагогической литературе отводится место театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что непосредственно связывается с внутренним потенциалом и психологическим формированием, а кроме того с речевой активностью детей. Согласно взгляду современных научных исследователей, которые изучают проблемы дошкольного образования, специалисты ДОУ не достаточно используют в своей практике способы, в которых раскрываются свойства театрализованной игровой деятельности и самореализации творческого процесса.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Чтение художественной литературы: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.
Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.
Коммуникация: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек, лис, зайцев и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на ОД разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 – 3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольные театры. Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешки)
У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг-друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр – драматизаций на основе сказок.
У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами.
Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.
У дошкольников 6 – 7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи – куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Необходимо предоставлять детям возможность выражаться в своем творчестве. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических декупажов «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральный центр, а так же «Уголок уединения», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации.
Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Основными требованиями к организации театрально-игровой деятельности дошкольников являются:
– насыщенность и многообразие тем;
– непрерывное, ежедневное вовлечение театрализованных игр в жизнедеятельность детей;
– максимальная активность детей на всех стадиях подготовки и проведения игр;
– совместная работа ребенка с взрослыми на всех стадиях организации театрализованной игры.
Значимость воспитателя в театрализованной игре состоит в том, чтобы он, прежде всего, умел подбирать произведения, которые несут воспитывающую функцию для дошкольников, сюжет которых детям нетрудно будет усвоить и превратить в игру-драматизацию.В игре-драматизации не следует демонстрировать ребенку те или иные выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой. Вначале воспитатель без помощи других демонстрирует игру, привлекая детей к проговариванию его единичных частей. При необходимости, воспитатель может непринужденно исправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, одобряет достоверность его изложения. Это важно, для того чтобы не утратить интерес детей.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.