Умножение числа 4

№ 193

(Урок по математике во 2 классе)

Альфия НУРЕТДИНОВА,

учитель начальных классов гимназии №52 г. Казани

Динара МУХАМЕТШИНА,

учитель начальных классов лицея №146 «Ресурс» г. Казани

 Тип урока: урок изучение нового материала.

Цели:

научить составить таблицу умножения числа 4;

– научить применять приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на умножение;

– формировать высказывание, используя математические термины, обеспечить знание учащимися конкретного смысла умножения числа 4;

Универсальные учебные действия:

познавательные: дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, строят речевые высказывания в устной форме, строят рассуждения;

личностные: устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала;

коммуникативные: сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника;

регулятивные: ставят учебные задачи, проводят контроль.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять и использовать таблицу умножения числа 4; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, колонки, таймер, электронная презентация PowerPoint, учебник (Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика, 2 класс, в 2-х частях. Часть 1. – М.:Просвещение, 2015 ).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

– В этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)

– Улыбнись соседу справа, в этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)

– Улыбнись соседу слева, в этом классе все друзья? (Я, ты, он, она.)

  1. II. Актуализация знаний

Устный счет. (Повторение пройденного материала.)

– Ребята, я предлагаю сосчитать, сколько нас сегодня в классе. (Учащиеся считают от 1 до 30 по порядку.)

– Разделите это число пополам. (15)

– Первая половина выходит к доске и встает в круг, затем вторая половина выходит к доске и создает внешний круг. (Учитель задает вопросы, учащиеся между собой делятся ответами.)

– Чему равно произведение 2 и 3?

– Сколько будет 1 умножить на 3?

– Сколько будет трижды два?

– 6 умножили на число и получили 18. Какое число было задумано?

III. Самоопределение к деятельности

– Сегодня на уроке мы будем пользоваться маршрутными листами. (Приложение 1) Подпишите, пожалуйста, их.

  1. Математический диктант.

– Записывайте только ответы через запятую.

  1. 7 пар танцуют польку. Сколько детей танцуют польку? (14)
  2. В корзине 3 яблока и 2 груши. Сколько овощей в корзине? (0)
  3. У Васи было 10 книг, а у Даши на 6 меньше. Сколько книг было у Даши? (4)
  4. В альбоме было 8 страниц и на каждой по 3 фотографии. Сколько всего фотографий было в альбоме? (24)
  5. Какие ответы получились? Назовите. (14, 0, 4, 24)

– Какое число здесь лишнее? (0)

– Почему? (В остальных есть цифра 4.)

– Эта цифра для нас сегодня важна.

– Давайте сосчитаем от 4 до 20 по 4. (Считают хором: 4, 8, 12, 16, 20.)

– Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? Вы можете определить тему урока? (Умножение числа 4.)

– Верно, мы с вами будем составлять таблицу умножения числа 4, которую нужно будет хорошо запомнить.

Физкультминутка

Учитель. Сейчас мы с вами поиграем в «Заморозки». (Учащиеся перемещаются по классу, пока звучит музыка. Как только выключается музыка, дети объединяются в группы по ответу.)

  1. Чему равно произведение 2 и 4? (8)
  2. Сколько будет, если к произведению 2 и 2 прибавить 2? (6)
  3. Из произведения 4 и 3 вычесть 10? (2)
  4. Чему равно произведение 1 и 4? (4)
  5. Из произведения 2 и 4 вычесть 3? (5)
  6. IV. Работа по теме урока

Учитель. Мы говорим про умножение, а что это такое? (Прибавить число само к себе.)

– Каким действием можно заменить умножение? (Сложением.)

– В маршрутных листах в задании №2 мы составим таблицу умножения числа 4. С какого примера начнем составлять таблицу умножения числа 4? (4*1=4)

– Как узнали? (По 4 взяли 1 раз.)

– Далее что запишем? (4*2=8) и т.д.

– Что интересного вы заметили? (Каждый раз ответ увеличивается на 4.)

– Проверьте свою таблицу умножения по слайду, если есть ошибки – исправьте. (Проверка таблицы умножения числа 4 по слайду.)

  1. Работа с задачей. (Стр. 48, №5.)

– Прочитайте задание.

Задание №3 (по маршрутным листам). Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике и каждый раз завоевывала по 4 медали. Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка?

– Как называется это задание? (Задача.)

– Из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ.)

– Прочитайте условие задачи. (Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике, и каждый раз завоевывала по 4 медали.)

– Что известно?

– Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка?)

– Мы можем ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Каким действием решим задачу? (Умножением. 4 * 2 =8)

– Какой ответ получился? (8 медалей у спортсменки.)

  1. Командная самостоятельная работа. Решение задачи.

Задача. Миша купил 3 тетради по 4 рубля. Сколько стоила эта покупка? Сколько бы стоили 5 тетрадей? 7 тетрадей?

Принцип работы в команде: один говорит, остальные слушают. Ученик №1 и №2 читают условие и вопрос задачи. Ученик №3 и №4 предлагают пути решения и называют ответ.

Учитель. В маршрутных листах под заданием № 4 запишите краткую запись и решение с ответом.

  1. Повторение.

Учитель. Прочитайте задание №5. Замени число суммой одинаковых слагаемых.

(Ученикам дается 3 минуты для выполнения задания. Далее они перемещаются по классу, находят себе пару и дополняют свои записи. Записывают те примеры, которых нет в их маршрутных листах. Если такие записи имеются, то ищут другую пару. И так далее пока не запишут всевозможные варианты.)

– Встаньте те, кто записал один пример.

– Встаньте те, кто записал 2 примера?

– Встаньте те, кто записал 3 и более?

– У кого не получилось?

  1. V. Рефлексия

Учитель. Наш урок подходит к концу.

– Какая была наша цель?

– Мы достигли её?

– Какое новое знание приобрели сегодня?

– Как вы думаете, в жизни таблица умножения нам пригодится?

– Вам понравился урок?

– Вы довольны собой?

– В маршрутных листах есть смайлик. Я попрошу нарисовать такое выражение лица, которое соответствует вашему.

– Маршрутные листы сдаем на проверку.

  1. VI. Домашнее задание

Выучить наизусть таблицу умножения числа 4.

 

Приложение 1

№1

Математический диктант

__________________________________

__________________________________

№ 2

Таблица умножения числа 4

__________________________________

_________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

№3

 Задача

Спортсменка дважды участвовала в соревнованиях по художественной гимнастике, и каждый раз завоевывала по 4 медали. Сколько всего медалей завоевала эта гимнастка?

Решение:_________________________

__________________________________

Ответ:____________________________

__________________________________

№4

Задача

Миша купил 3 тетради по 4 рубля. Сколько стоила эта покупка? Сколько бы стоили 5 тетрадей? 7 тетрадей?

__________________________________

__________________________________

__________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

№5 

Замени число суммой одинаковых слагаемых

4 = _______________________________

6 =______________________________

_________________________________

_________________________________

9 = _____________________________

_________________________________

_________________________________

12 =_____________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Домашнее задание

Выучить наизусть таблицу умножения числа 4