Корень слова

№ 192

(Урок русского языка в 5 классе)

Эльмира ХАЙРУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Балыклы-Чукаевской средней школы Рыбно-Слободского района

Цели урока:

– дать понятие о корне слова как о морфеме;

– формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.

Планируемые результаты:

предметные:

знать определение корня слова;

– знать, что в корне заключено общее лексическое знчение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и разных частей речи;

– правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

– разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни;

– находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов;

метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, находить и исправлять чужие ошибки.

Ресурсы: вербальные средства (учебники, справочная литература, дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова); технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор).

Ход урока

  1. I. Организационный этап

Учитель. Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Какое у вас настроение? А как вы думаете, какого цвета хорошее настроение? (Радуга, солнце…)

  1. II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Чтобы настроение было хорошим, предлагаю поиграть в игру «Найди свою группу». (Ребятам раздаются карточки с одним словом, им нужно найти пару с однокоренным словом.) Вам нужно найти свою группу, а для этого вы можете воспользоваться словами на листочках.

У вас на столах есть белые листы, рабочий лист, на которых вы будете работать в течение урока. Справа от заданий есть клеточки, на которых вы будете ставить оценки себе и соседу. (Обучающиеся находят себе пару.)

Горе – горевать

Горестный – горемыка

Гора – гористая (местность)

Горный (велосипед) – горка

Гореть – загореть

Подгореть – сгореть

(По итогам игры объединяются в группы по 4 человека и рассаживаются за парты. Учитель выявляет уровень знаний.)

– Как вы нашли свою пару? Мы пока не будем проверять, правильно ли вы нашли свою пару, об этом мы узнаем в конце урока. Какие знания вам помогли в этом?

– В каком разделе науки о языке мы это изучаем?

– Продолжите предложения:

1-я группа. Что изучает наука морфемика? (Морфемика – наука, которая изучает морфемы.)

2-я группа. Что называют морфемой? (Морфема – это значимая часть слова.)

3-я группа. Какие морфемы вы знаете? (Я знаю морфемы: приставка, корень суффикс, окончание.)

  1. II. Актуализация знаний
  2. Загадывание загадки.

Учитель. Ребята, я загадаю вам загадки. Попробуйте отгадать их. Каждая группа получает загадку. Ответ одному из членов группы надо записать на доске. Отгадывают загадки.

1-я группа

Он в землю зарыт,

Дерево держит и водой поит.

2-я группа

Я у дуба.

Я у зуба.

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не в верх, а вниз расту.

3-я группа

Я – главная часть слова.

Я значение слова создаю.

(На доске ребята из каждой группы записывают слово «корень».)

– На уроке мы будем изучать «Корень слова».

– А как вы думаете, сколько значений у слова «корень»?

– Давайте обратимся к словарю и посмотрим, что же обозначает слово «корень»?

– Мы видим, что у этого слова несколько значений. Такие слова называются… (многозначными).

Корень

  1. ботан. разветвлённая подземная часть растения или гриба, орган, обеспечивающий закрепление (укоренение) в почве;
  2. обычно мн.ч. родословная, поколение, предки;
  3. лингв. основная, центральная часть слова, несущая его лексическое значение;

Учитель. А о каком значении слова «корень» пойдёт речь на уроке?

КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова.

В 4 классе вы уже научились выделять корень слова. А какие же цели мы поставим перед собой в 5 классе?

Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.

Учащиеся. Познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.

Учитель. А зачем нам это нужно?

Учащиеся.  Чтобы правильно выделять корень, и от этого зависит и правильное написание слова.

  1. IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. Выделите в словах корень.

  1. Работа с текстом.

Давным-давно в одной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дед был очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребёнок. И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лесок и оставь там». Муж уже хотел идти было за корзинкой, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзиночку обратно домой!» «Зачем?» – спросил отец. «А когда вы с мамой состаритесь, она понадобится мне, чтобы отнести вас в лес», – ответил сын.

Учитель. Какие действия надо выполнять, чтобы правильно выделить в слове корень? (Каждой группе даны карточки со словами 1. Подобрать… 2. Выделить…)

(Обучающиеся дополняют алгоритм.)

Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Пообрать родственные слова.
  2. Выделить одинаковую часть.
  3. Проверить.

(Записывают в тетрадь слова, выделяют корень.)

  1. Беседа по тексту.

Вопросы и задания:

– О чём эта притча?

– Над чем заставляется задуматься?

– Определите основную мысль текста.

– Как эта притча связана с темой нашего урока?

Физкультминутка

(Учитель называет пары слов. Если они однокоренные, то ученики хлопают, если не однокоренные, то топают.)

Семья – семь

Сестра – сестрёнка

Отец – отечество

Дед – детский

Мама – Мамадыш

Бабушка – бабочка

Брат – братство

  1. V. Первичное закрепление новых знаний
  2. Просмотр видеоролика «Сказка о частях слова».
  3. Составление на доске дерева с общим корнем –сад-.

Учитель. А теперь вернемся к началу урока и проверим, правильно ли вы нашли свои пары, опираясь на новые знания.

– Давайте проверим, «родственники» ли вы в одной группе?

– А с другими группами вы «родственники»? (Учащиеся объясняют, правильно ли нашли свою пару, однокоренные ли слова у членов одной группы?)

Да (гора-горка-горный-гористый)

Нет (гора- горе – гор//гар)

  1. VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(Учитель объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём.)

  1. Выучить правило параграфа.
  2. Выполнить упр. 394.
  3. Вырастить дерево корней, используя слова зима, чудо.
  4. Сочинить сказку или притчу о корне.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).