Сложение дробей с разными знаменателями

№ 190

(Урок математики в 5 классе)

Елена ЧЕРНЯЕВА,

учитель математики I квалификационной категории гимназии №1 г. Лаишево

Цель урока: сформулировать правила сложения дробей с разными знаменателями и научиться применять его.

Задачи урока:

вывести с учащимися алгоритм сложения дробей с разными знаменателями;

– сформировать у учащихся умения и навыки сложения дробей с разными знаменателями;

– развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

– развивать у учащихся умение самостоятельно находить способы решения;

– воспитывать волю и настойчивость для достижения конечного результата;

– воспитывать доброжелательные, уважительные отношения друг к другу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, документ-камера, презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

 

I. Организационный момент – Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, а главное – трудолюбивыми! Ученики слушают и записывают в тетрадях число, классная работа.
II. Актуализация знаний

 

– Ребята, давайте поиграем в игру «Верно – неверно». Перед вами на парте лежат сигнальные карточки, если верное утверждение, то поднимаете зелёную карточку, если неверное, то красную. Внимание на задания,  которые вы должны проверить. Дробь  правильная? Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

– Верно\

 

– Неверно.

 

– Верно.

 

– Неверно.

Историческая справка. – Ребята, а вы знаете, как называли дроби в древней Руси? В древней Руси дроби называли «ломаными числами». Как вы думаете почему? Предлагают варианты ответов
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

– Рассмотрим задачу: «Саша пригласил в гости 7 друзей. Мама приготовила две пиццы и разделила первую на 8 частей. Два товарища ушли раньше других. Поэтому вторую пиццу мама делила уже на 6 частей. Сколько частей от двух пицц получил Саша? Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? (Сложение дробей.)

Формулирование проблемы

– Мы уже умеем складывать дроби с одинаковым знаменателем. А чему же нам предстоит научиться сегодня? (Сложению  дробей с разными знаменателями.)

– Правильно! Сегодня мы научимся складывать обыкновенные дроби с разными знаменателями, и с помощью этих знаний мы будем решать задачи. Какую тему урока мы запишем в тетрадь? (Сложение дробей с разными знаменателями.)

Ученики отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока в тетради.
IV. Первичное закрепление – Как же сложить дроби с разным знаменателем, умея складывать дроби с одинаковыми знаменателями? (Изменить обе дроби так, чтобы они стали дробями с одинаковыми знаменателями и сложить их по известному правилу.)

– У каждого на столе таблички. Используя их, вы должны составить алгоритм для сложения дробей с разными знаменателями.

1. Привести дроби к НОЗ, найти дополнительные множители.

2. Сложить числители и записать в числитель суммы.

3. Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы.

4. Если возможно, сократить полученную дробь.

– Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями, их надо привести к общему знаменателю, а затем применить правило сложения дробей с общим знаменателем. Запишем это правило в буквенном виде.

+  =

Решим пример:

 

 

Учащиеся работают в группах. Составляют алгоритм для сложения дробей с разными знаменателями. Решают пример на сложение дробей с разными знаменателями.
Физкультминутка Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

 

Учащиеся повторяют движения за учителем.
V. Вторичное закрепление – А сейчас я вам предлагаю побывать в роли авторов учебника. Перед вами лежат листки. Работаем в паре. Придумайте один пример на сложение дробей с разными знаменателями. Предложите решить придуманные вами задания соседу по парте. А теперь давайте сделаем взаимопроверку. (Учитель применяет документ-камеру для проверки примеров.) Молодцы, все справились. Учащиеся работают в парах. Выполняют взаимопрверку.
Творческое задание – Сейчас я вам предлагаю творческое задание. (Приложение 1) Работаем в группах. Перед вами листки в клетку с зашифрованным рисунком. В каждой клетке записана дробь. Для того чтобы получить этот рисунок, нужно решить примеры и раскрасить клетки с правильным ответом в соответствующий цвет, который указан под рисунком. (Проверяют работу по эталону.)

– Ребята, как вы думаете, почему для этого задания я выбрала именно тюльпан? (Варианты ответов детей.) Одним из главных символов татарского народа издревле является тюльпан и это отражено в логотипе, который вы видите на экране. Ребята, вам уже знаком этот логотип? Да, действительно это –логотип Года родных языков и народного единства в Татарстане. Я желаю вам жить в дружбе и согласии!

Работают в группах. Решают примеры и закрашивают клетки с првильными ответами.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1. п.4.6,учить правило на стр.185

№834, №840.

2. По желанию придумать задачи на сложение дробей с разными знаменателями.

Разбор и запись домашнего задания;
VII. Итоги урока – С чем мы сегодня с вами познакомились?

– Как складываются дроби с разными знаменателями?

Делают выводы, отвечают на поставленные вопросы.
VIII. Рефлексия – Мне сегодня очень понравилось работать с вами и сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение. А выразить его я предлагаю необычным способом. Представьте, что мы с вами готовим вкусную пиццу. На слайде вы видите ингредиенты, из которых мы будем ее готовить.

Помидор. Я всё очень хорошо понял, мне было интересно.

Сыр. Мне все понятно, но материал не всегда интересен.

Гриб. Я не всё понял, но было интересно.

Петрушка. Я ничего не понял и на уроке скучал.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.

Выбирают нужный ингредиент и наклеивают на заранее подготовленный шаблон пиццы.

 

Приложение 1

 

– розовый                                                    +  =

— зеленый

– оранжевый                                                +  =

— желтый